Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-648/2017 ~ М-117/2017 от 12.01.2017

РЕШЕНИЕ

По делу № 2-648/2017г.

Именем Российской Федерации

5 апреля 2017г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

с участием прокурора Татаринова С.Г.,

при секретаре Морозове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Тамбова к Карташову А. В. и Карташову В. А. о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и заключении договора мены,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г.Тамбова обратилась с иском к Карташову А. В. о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и заключении договора мены жилыми помещениями без доплаты.

При рассмотрении дела в качестве соответчика был привлечен Карташов В. А..

В обоснование иска указано, что Карташов А.В. является собственником жилого помещения – квартиры ***.

Названный дом признан аварийным постановлением Администрации г.Тамбова от 09.10.2007г. *** и включен в областную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках означенной программы Администрация г.Тамбова предложила ответчику проинформировать муниципалитет о выбранном варианте переселения из аварийного жилья. Карташов А.В. не выразил своего волеизъявления по вопросу выбора способа переселения.

Истец приобрел для переселения Карташова А.В. квартиру *** и квартиру ***. От переселения в указанное жилье Карташов А.В. отказался.

Администрация г.Тамбова просила обязать Карташова А.В. заключить договор мены аварийной квартиры *** *** на квартиры *** и *** без доплаты с передачей в собственность ответчику нового благоустроенного жилья, а в собственность муниципалитету – аварийного жилья. Администрация г.Тамбова просила выселить Карташова А.В. из аварийного жилья с предоставлением другого вышеназванного благоустроенного жилья.

После того, как судом было установлено, что сособственником квартиры *** является Карташов В.А., представитель истца Карабанов А.Н. поддержал исковые требования и к данному ответчику.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Ответчики Карташов А.В. и Карташов В.А. иск не признали. Карташов А.В. пояснил, что его квартира представляет собой отдельно стоящее строение под ***. Его дом межведомственной комиссией не был обследован и не признавался аварийным. На предложенные варианты переселения не согласен.

Прокурор полагал, что оснований для удовлетворения иска Администрации г.Тамбова, не имеется.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Администрации г.Тамбова.

Судом установлено, что сособственниками квартиры *** площадью 75,3 кв.м. являются Карташов А.В. и Карташов В.А. (по 1/2 доле каждый), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Квартира представляет собой отдельно стоящее строение под ***, что подтверждается кадастровым паспортом домовладения № *** и фотографиями квартиры.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Администрации г.Тамбова от 30.04.2006г. ***, жилой дом № *** признан аварийным и подлежащим сносу. При этом, как следует из названного заключения, межведомственной комиссией дана оценка строениям под литерами ***.

Постановлением Администрации г.Тамбова от 09.10.2007г. *** дом *** признан аварийным и подлежащим сносу.

Данный дом включен в областную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, утвержденную постановлением Администрации Тамбовской области от 29.04.2013г. ***.

Администрация г.Тамбова 29.12.2015г. предложила Карташову А.В. определиться с вариантом переселения до 01.02.2016г. В указанный срок ответчик не выбрал варианты переселения.

Городской округ г.Тамбов приобрел для переселения Карташова А.В. квартиру *** площадью 40,8 кв.м. стоимостью 1470000 рублей и квартиру *** площадью 44,5 кв.м. стоимостью 1818326 рублей.

Карташов А.В. отказался переселяться в означенное жилье, о чем 16.12.2016г. составлен соответствующий акт.

Варианты переселения Карташову В.А. Администрацией г.Тамбова не предлагались.

Названные обстоятельства полностью подтверждаются показаниями сторон и материалами дела.

В соответствие со ст.32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствие с ч.3 ст.16 федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случае участия дома в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда переселение граждан из такового жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищнымзаконодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Таким образом, на основании указанных правовых норм жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путём выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14).

Карташовым не предлагалось выкупить у них принадлежащее им на праве собственности жилое помещение в порядке, установленном статьей 32 ЖК РФ, от реализации данного права они не отказывались. Соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого ответчики с органом местного самоуправления не заключали. Так как Карташовы отказались от переселения в предложенные квартиры, указанное обстоятельство исключает возможность их выселения из занимаемого жилого помещения и принудительного наделения их правом собственности на другое жилое помещение. Право ответчиков на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение подтверждается и положениями вышеупомянутой Областной программы по переселению граждан из аварийного жилья.

В соответствие со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение к заключению договора мены жилыми помещениями в данном случае законом не предусмотрено, обязанность мены не установлена добровольно принятым на себя обязательством сторон.

Кроме того, заслуживают внимания доводы Карташова А.В. о том, что его квартира не была обследована межведомственной комиссией и не является аварийной. Данные доводы ответчика не опровергнуты Администраций г.Тамбова.

На основании изложенного в иске Администрации г.Тамбова следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Администрации г.Тамбова в удовлетворении исковых требований к Карташову А. В. и Карташову В. А. о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и заключении договора мены жилыми помещениями без доплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 06.04.2017г.

Судья:

2-648/2017 ~ М-117/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Тамбова
Прокурор Ленинского района г. Тамбова
Ответчики
Карташов Андрей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Изгарёва Ирина Васильевна
Дело на странице суда
sud24--tmb.sudrf.ru
12.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2017Передача материалов судье
13.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2017Предварительное судебное заседание
14.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Судебное заседание
06.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее