УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Горбачева Т.Ю. Дело №33-275/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 28 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Рыбалко В.И.,
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-202/2019 по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2019 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Савиной Марины Геннадьевны к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода (третьи лица, заявляющие самостоятельные требования Калашникова Анастасия Викторовна, Савин Артем Сергеевич), удовлетворить.
Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Савиной Марины Геннадьевны, Калашниковой Анастасии Викторовны, Савина Артема Сергеевича рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере 611 820 руб.
Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ООО «Сенгилеевский цементный завод» - Павлушкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Шибанова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Савиной М.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода. В обоснование требований указал, что руководством ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», утверждена Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией». В соответствии с указанной Программой утвержден график переселения жителей из санитарно-защитной зоны. В график включено 46 домов, в том числе многоквартирный дом, в котором расположена квартира, принадлежащая на праве собственности Савиной М.Г. Срок расселения жителей установлен 2012-2013 гг. В соответствии с санитарно–эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области для завода установлена расчетная санитарно – защитная зона в 300 м от границы территории промплощадки во всех направлениях. Однако до настоящего времени руководством ООО «Сенгилеевский цементный завод» не принято мер по переселению проживающей в санитарно-защитной зоне Савиной М.Г. Непринятие мер по переселению нарушает права Савиной М.Г. на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать ООО «Сенгилеевский цементный завод» выплатить истцу и привлеченным судом третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования, рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере 611 820 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Экологические системы»; в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования: Калашникова А.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Савина А.С., *** года рождения.
Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Сенгилеевский цементный завод» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права. При этом ответчик ссылается на положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются. Санитарно-защитная зона для завода в установленном законом порядке не определена, что истцом не оспаривалось, однако суд не дал оценку данному обстоятельству. Кроме того, действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена. Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения, сроки которой продлены до 17 мая 2020 г. Не соглашается с выводом суда о том, что Савина М.Г. не имеет возможности распоряжаться и использовать по назначению принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по причине его расположения в 300 метровой зоне. Ограничение права собственников спорного жилого помещения в ходе рассмотрения дела установлено не было. Кроме того, Савина М.Г., Калашникова А.В., Савин А.С. в квартире не проживают, имеют в собственности иные жилые помещения. Полагает, что вывод суда о нарушении заводом прав граждан на благоприятную окружающую среду является необоснованным, поскольку на материалах дела не основан.
В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, МУ Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 3 ст. 16
Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения
устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких
санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п. 3 ст. 44, п. 2
ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются
защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности,
такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной
деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО
«Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод»
разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу
мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и действует до 17 мая 2020 года.
До настоящего времени предприятие не введено в
эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие
осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены,
штат работников составляет более 350 человек.
Из экспертного заключения № ***
от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный
завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона
предварительно установлена в 300 м.
По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в 2018 году разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.
Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии» (г. Чебоксары) № *** от 8 апреля 2019 года о соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.
Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.
Савиной М.Г., Калашниковой А.В., Савину А.С. на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли за каждым) принадлежит квартира, общей площадью 33,3 кв.м, расположенная по адресу: ***.
С целью переселения Савиной М.Г. из расчетной
санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился
в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в
интересах Савиной
М.Г. и третьих лиц, заявивших самостоятельные требования на предмет
спора, - Калашникова А.В., Савина А.С., суд первой инстанции ссылаясь на
положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО
«Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки,
попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем
направлениям, установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной
зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью
1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.
Между тем, с выводами суда первой инстанции судебная
коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных
зон и использования земельных участков, расположенных в границах
санитарно-защитных зон (далее – Правила).
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны
устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству,
реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками
химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека
(далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического,
физического и (или) биологического воздействия, превышающего
санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса
опасности по
результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).
К заявлению об установлении или изменении
санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное
заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении
проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования
земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со
дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр
недвижимости (п. 25
Правил).
В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018
года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января
2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают
существование, а ограничения использования земельных участков в них не
действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были
определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные
зоны, до 1 октября 2019
года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на
принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных
полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных)
санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти,
уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с
заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении
существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных
зон с приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение
убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в
связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального
закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны,
выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные
участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным
использованием не осуществляются.
Принимая во внимание, что до настоящего времени
санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном
законом порядке не установлена, судебная коллегия считает исковые требования
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, заявленных в
интересах Савиной М.Г., а также
третьих лиц - Калашниковой А.В., Савина А.С., не подлежащими удовлетворению
ввиду их преждевременности.
В соответствии с п. 4
ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием
для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является
нарушение или неправильное применение норм материального права.
Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Савиной М.Г., а также Калашниковой А.В., Савина А.С., к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Савиной Марины Геннадьевны, Калашниковой Анастасии Викторовны, Савина Артема Сергеевича рыночной стоимости жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи: