Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-224/2020 (2а-3363/2019;) ~ М-3211/2019 от 06.12.2019

Дело № 2а-224/2020

УИД 63RS0044-01-2019-004594-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Галиулиной Л.Г.,

при секретаре Лысенковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-224/2020 по иску МИФНС России № 16 по Самарской области к Мещеряковой Оксане Анатольевне о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мещеряковой О.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014, 2015гг. и пени. В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что Мещерякова О.А являлась налогоплательщиком земельного налога в 2014, 2015 гг. в связи с наличием в собственности объекта налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления и требования о необходимости уплаты, исчисленной налоговым органом суммы земельного налога. Однако в установленный в требованиях срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении суммы налога, в связи с чем административный истец был вынужден обратиться к мировому судье.

12.08.2019г мировой судья судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Самары вынес судебный приказ, который определением от 20.09.2019г. был отменен, поскольку Мещерякова О.А. представила возражения, относительно исполнения судебного приказа. В адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, которое получено им, однако в установленный срок административный ответчик оставил указанное требование об уплате налога без исполнения, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, также указав, что Мещерякова О.А. с 2015г. является многодетной матерью, в связи с этим ею в Инспекцию было направлено обращение о применении льготы по земельному налогу за 2015г. Административный истец применил льготы по земельному налогу за период 2015-2018гг. (л.д. 175).

Административный ответчик Мещерякова О.А., будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ранее направила в адрес суда письменные возражения, в которых указала, что имеет статус многодетной матери, в связи с чем согласно решению Думы г.о. Самара от 24.11.2014 № 482 имеет право на льготы по оплате налогов и сборов (л.д.56).

На основании положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, изучив материалы данного административного дела находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (в редакции Федерального закона от 09 июля 1999 года N 154-ФЗ) (пункт 2). Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ) (пункт 6).

Как следует из пункта 4 статьи 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, определение от 08 февраля 2007 года N381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Из материалов дела усматривается, что Мещерякова О.А. является плательщиком земельного налога в связи с наличием у нее объекта налогообложения: земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>.

Установлено, что в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 1225368 от 19.04.2015г. (л.д.27). Требование № 99109 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 01.11.2015г., за 2014г., направлено в адрес административного ответчика, и подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до 26.11.2016г.- сумма налога 945,18 руб. (л.д.25).

Налоговое уведомление № 85760988 от 29.09.2016г. (л.д.22), требование № 19574 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.12.2016г., за 2015г., направлено в адрес административного ответчика, и подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до 14.02.2017г. - сумма налога 2 025,05 руб. (л.д.20).

Налоговое уведомление № 31704411 от 23.09.2017г. (л.д.17), требование № 32101 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.02.2018г., за 2016г., направлено в адрес административного ответчика, и подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до 19.03.2018г.- сумма налога 3 212,88 руб. (л.д.15).

Налоговое уведомление № 55396193 от 11.09.2018г. (л.д.11-12), требование № 31567 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.02.2018г., за 2017г., направлено в адрес административного ответчика, и подлежало исполнению налогоплательщиком в срок до 22.03.2019г.- общая сумма задолженности по налогам составила 4 398,28 руб. (л.д.9).

08.08.2019г. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мещеряковой О.А. задолженности по налогам и сборам. 12.08.2019г мировой судья вынес судебный приказ.

Определением от 20.09.2019г. мировой судья судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Самары судебный приказ отменил, поскольку Мещерякова О.А. представила возражения, относительно его исполнения.

В силу п. 4 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 (ред. от 19.11.2019) "О налоге на имущество физических лиц" право на налоговую льготу имеют многодетные семьи, имеющие на иждивении троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика (оригинал и копию паспорта, оригиналы и копии свидетельств о рождении детей, справку с места жительства о составе семьи) на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Согласно сведениям, представленным МИФНС России № 16 по Самарской области Мещерякова О.А. является многодетной матерью с 2015г. в связи с этим, 05.09.2019г. ею было направлено обращение о применении льготы по земельному налогу, начиная с 2015г. Инспекцией применена льгота по земельному налогу за период 2016-2018гг. (л.д.175).

Пунктом 2.1. ст. 52 НК РФ предусмотрено, что перерасчет сумм ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если такой перерасчет не влечет увеличения сумм ранее уплаченного налога.

Таким образом, после поступления от Мещеряковой О.В. заявления о том, что она является многодетной матерью, у налогового органа имелись основания для перерасчета ранее исчисленного налога за три предшествующих налоговых периода.

Кроме того, абзацем 3 части 2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическим лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу ч. 2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Самое ранее требование, не исполненное Мещеряковой О.А. датировано 01.11.2015 № 990109 со сроком исполнения до 26.01.2016г. в течение трех лет общая сумма налога превысила 3 000 руб., что подтверждается требованием об уплате налога № 31704411 от 23.09.2017г. со сроком его исполнения до 19.03.2018г. (л.д.17). С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени МИФНС России № 16 по Самарской области должна была обратиться не позднее 19.09.2018г. С заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился мировому судье судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Самары лишь 08.08.2019г., то есть за пределами установленного законодательством срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срока обращения в суд за взысканием недоимки по налогам и пени на основании абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

    

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 16 по Самарской области к Мещеряковой Оксане Анатольевне о взыскании обязательных платежей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2020 года.

Председательствующий судья         Л.Г. Галиуллина

2а-224/2020 (2а-3363/2019;) ~ М-3211/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 16 по С/о
Ответчики
Мещерякова О.А.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Галиуллина Л. Г.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация административного искового заявления
06.12.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.01.2020Предварительное судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее