Дело №10RS0011-01-2020-006199-36 (2а-4360/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2020 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соснихина Владимира Михайловича об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Административный иск заявлен в связи с тем, что административный истец в период с 11.09.2015 по 14.06.2018 отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9УФСИН России по РК. В указанный период административные ответчики проявили бездействие, выразившееся в необеспечении норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых, санитарных условий содержания административного истца, уклонялись от исполнения обязанностей, возложенных на них законом, а именно: административный истец содержался в переполненных помещениях (в помещении 90-100 кв.м. периодами содержалось по 110-120 осужденных), в отрядах отсутствовала комната для разогрева пищи, периодически на неопределенное время отключалось водоснабжение; нарушались сроки обследования заключенных на предмет заражения туберкулезом; нарушались права административного истца в части предоставления медицинских услуг (истца принуждали без его согласия проходить медицинское лечение и принимать лекарственные препараты из курса химиотерапии); одежду выдавали, бывшую ранее в употреблении, принуждали к покупке одежды установленного образца; не всегда обеспечивали истца гигиеническими наборами; административного истца официально не трудоустраивали, не оформили трудовую книжку и не производили соответствующие отчисления, не производили погашение задолженности из заработной платы истца по исполнительным производствам, заработная плата была очень низкая; питание административному истцу урезалось при увольнении с работы; цензура зачастую не пропускала корреспонденцию как поступающую истцу, так и исходящую от него; по прибытию административного истца в исправительное учреждение к нему применялись пытки; административный истец был несвоевременно освобожден по постановлению об условно-досрочном освобождении от 22.05.2018, срок обжалования по которому истек 01.06.2018, при этом фактически истец освобожден 14.06.2018. Административный истец просит признать указанные действия (бездействие) незаконными и присудить компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Определением суда от 15.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Карелия.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК Козина К.К. в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по РК Пищугин В.А. в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика УФК по РК Худяков В.Г. в судебном заседании полагал иск не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Как следует из материалов дела, Соснихин В.М. осужден 31.08.2009 Санкт-Петербургским городским судом по ст. 213 ч. 2, ст. 105 ч. 2 п. «и», ст. 69 ч. 3 УК РФ на срок 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Петрозаводского городского суда от 22.05.2018 истец освобожден условно-досрочно на 10 месяцев 29 дней.
В период с 11.06.2015 по 14.06.2018 административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Вторая Глава УИК РФ регламентирует правовое положение осужденных. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях регламентируются главой 13 УИК РФ.
Минимальные размеры нормы жилой площади в расчете на одного осужденного для удовлетворения их потребностей в жилище и норма о предоставлении осужденным индивидуальных спальных мест определены частями 1 и 2 статьи 99 УИК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.
В соответствии ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
В соответствии с ч. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Таким образом, осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
В соответствии со ст. 104 УИК РФ трудовое законодательство распространяется на осужденных в части продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Согласно части 3 статьи 104 УИК РФ время привлеченных осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
В силу ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Исходя из положений ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 15 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, организация проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза осуществляется на основании приказа территориального органа УИС с указанием сроков и графика его проведения, подготовительных мероприятий и ответственных лиц.
Результаты проведенных исследований и флюорографические снимки приобщаются к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Подтверждение диагноза, перевод лиц, заключенных под стражу, или осужденных, больных туберкулезом, из одной группы диспансерного наблюдения в другую производятся решением врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) медицинской организации УИС, а в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации - решением врачебной комиссии медицинской противотуберкулезной организации.
Согласно представленным административными ответчиками доказательствами, в период отбывания административным истцом наказания условия содержания административного истца в общежитиях отрядов ФКУ ИК-9 полностью соответствовали требованиям, установленным действующим законодательством. В общежитиях для осужденных отрядов 6, 5 и 3, где содержался административный истец, жилая площадь составляет соответственно 194,5 кв.м., 192,7 кв.м., 188 кв.м., что рассчитано на содержание 97, 96 и 94 осужденных соответственно. Исходя из лимита наполнения исправительного учреждения фактическая численность осужденных в оспариваемый период была не выше положенного, соответственно норма жилой площади в размере 2кв.м на каждого осужденного соблюдалась.
Материально-техническое, санитарное состояние в отрядах 6, 5 и 3 в период содержания там истца было надлежащим. Прокуратурой по надзору за исправительными учреждениями проводились неоднократные проверки соблюдения законодательства, регламентирующего права осужденных, при этом какие-либо нарушения режима содержания, в том числе, в части обустройства туалета отрядов не выявлялись, предписания об этом учреждению не выносились. Административный истец с жалобами на нарушения условий содержания, несоблюдение санитарных условий в камерах не обращался.
Согласно Приказу Минюста России от 03.12.2013 N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке.
В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. С согласия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, им могут выдаваться бывшие в употреблении предметы одежды, пригодные к дальнейшей эксплуатации, с возмещением их остаточной стоимости.
При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения.
Обеспечение административного истца вещевым довольствием, а также ежемесячная выдача гигиенических наборов подтверждается соответствующими записями Соснихина В.М. с их получении.
Сверх установленного положениями УИК РФ размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут дополнительно приобретать за счет собственных средств разрешенную к использованию в исправительном учреждении одежду, оплачивать дополнительные предоставляемые по их желанию услуги. Сведений о принуждении административного истца к приобретению одежды либо средств гигиены в материалы дела не представлено.
Согласно сведениям ФКУЗ МСЧ-10 административный истец в период отбывания наказания проходил амбулаторное лечение по поводу простудных заболеваний, дерматита, плановое лечение в филиале «Больница № 1» ФКУЗ МСЧ-10 в 2015 году, по поводу выявленных при очередном флюорографическом исследовании изменений в легких, а также гипотрофии, гемангиомы спины.
По результатам проведенного обследования данных за активный туберкулез легких не выявлено. Выписан в удовлетворительном состоянии по месту отбывания наказания.
В период с ноября 2017 по январь 2018 Соснихин В.М. получал профилактический курс лечения противотуберкулезными препаратами в связи с контактом с осужденным, больным туберкулезом от 12.10.2017.
Согласие на рекомендованный специалистами профилактический курс лечения от осужденного получено 20.10.2017 и приобщено к медицинской документации. Курс лечения получил в полном объеме, о чем свидетельствуют личные подписи осужденного в листах назначения лекарственных препаратов.
Административный истец был трудоустроен в исправительном учреждении в соответствии со ст. 103-106 УИК РФ, заработная плата выплачивалась исходя от сдельной оплаты труда (т.е. по норме выработки), оформление трудовой книжки в учреждении законодательством не предусмотрено, отработанное время подтверждается справкой согласно Указанию Минсоцзащиты России от 02.11.1992 №1-94-у.
По освобождению из учреждения работающим осужденным, устроенным на основании ст.103 УИК, по их личному заявлению выдается справка учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж.
Исходя из сведений расчетных листков административного истца, из его заработной платы регулярно производились удержания подоходного налога, удержаний по исполнительному производству и удержания за питание.
Минимальные нормы питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях ФСИН России установлены и утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205. В соответствии с положениями статьи 99 УИК РФ за счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Работающим осужденным, имеющим рост 190 сантиметров и выше, выдается дополнительное питание по заключению врача, но не более 50 процентов суточного рациона (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205). Таким образом, неработающие лица права на получения дополнительного питания по фактору роста не имеют.
Согласно сведениям относительно переписки административного истца, сведений об ограничении переписки в связи с цензурой корреспонденции не имеется.
В соответствии с п.5 ст. 173 УИК досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления суда, определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня - утром следующего дня (если актами о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). Если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.
В данном случае, согласно сведениям из журнала Петрозаводского городского суда курьерской доставки, и журнала входящей корреспонденции исправительного учреждения, распоряжение об исполнении вступившего в законную силу постановления суда поступило в исправительное учреждение 14.06.2018, в этот же день истец был освобожден.
Таким образом, доводы иска о нарушении прав истца административным ответчиком не нашли подтверждения в суде.
Учитывая, что доводы административного истца о нарушении административным ответчиком условий его содержания в исправительном учреждении, в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения, оснований для присуждения в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в порядке ст.227.1 КАС РФ, в данном случае не имеется.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела (определения от 20.12.2016 № 2599-0, от 28.02.2017 № 360-О, от 26.10.2017 № 2486-0, от 19.12.2017 № 3067-О).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Материалами дела объективно подтверждается, и не оспаривается административным истцом, что все оспариваемые им действия ответчика происходили в период с 11.06.2015 по 14.06.2018, с административным исковым заявлением он обратился в суд лишь 03.07.2020, то есть со значительным пропуском срока.
Суду не представлено объективных допустимых доказательств в подтверждение того, что Соснихин В.М. по уважительной причине был лишен возможности своевременно обратиться в суд, при этом обязанность доказывания данного обстоятельства в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются необоснованными, а административный иск – не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227.1 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении требований Соснихина Владимира Михайловича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2020