Дело № 10RS0011-01-2020-004093-49 (2а-3444/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2020 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н.Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасова Сергея Михайловича об оспаривании действий должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия о постановке на профучет,
установил:
Тарасов С.М. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском по тем основаниям, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия 06.06.2013 на административной комиссии ФКУ ИК-9 г. Петрозаводска, он был поставлен на профилактический учет как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации исправительного учреждения. Данный учет истец считает фиктивным по надуманным сфабрикованным материалам, в связи с чем просит признать незаконными действия ответчика и вынести решение о снятии его с указанного профилактического учета.
В судебном заседании Тарасов С.М., участие которого было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы административного иска.
Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Козина К.К., УФСИН РФ по РК Пищугин В.А. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд, считают, что административный истец не мог не знать, что он состоит на профилактическом учете.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, административный истец Тарасов С.М., 1957 года рождения, отбывает наказание в виде лишения свободы, начало срока 21.05.2010, конец срока 06.10.2021. В период отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия 06.06.2013 на административной комиссии ФКУ ИК-9 г. Петрозаводска, он был поставлен на профилактический учет как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации исправительного учреждения.
Основанием для постановки Тарасова СМ. на профилактический учет в соответствии с п. 24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы послужил мотивированный рапорт оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия о том, что оперативный отдел располагает информацией в отношении Тарасова СМ.. по факту вынашивания им противоправных намерений, то есть совершить преступление предусмотренное статьей 321 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, о получении сотрудниками исправительного учреждения оперативной информации по факту вынашивания осужденным Тарасовым СМ. противоправных намерений, следует, что у администрации исправительного учреждения имелись основания для постановки осужденного на профилактический учет. Постановка осужденного на профилактический учет влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или взысканий, нахождение его на таком учете не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела (определения от 20.12.2016 № 2599-0, от 28.02.2017 № 360-О, от 26.10.2017 № 2486-0, от 19.12.2017 № 3067-О).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Материалами дела объективно подтверждается, что о постановке его на профилактический учет административному истцу стало известно в день постановки, что явствует из административного иска. С административным исковым заявлением он обратился в суд лишь в мае 2020, то есть со значительным пропуском срока.
Суду не представлено объективных допустимых доказательств в подтверждение того, что Тарасов С.М. по уважительной причине был лишен возможности своевременно обратиться в суд, при этом обязанность доказывания данного обстоятельства в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена на административного истца.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются необоснованными, а административный иск – не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Тарасова Сергея Михайловича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2020