Дело № 2-2604/2013
РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)Именем Российской Федерации
06 декабря 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составепредседательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А.Городиловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Муниципального образования «Савинское сельское поселение» Пермского района Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Муниципального образования «Савинское сельское поселение» Пермского района Пермского края обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в виде автомобильной дороги (шоссейного въезда) протяжённостью <данные изъяты> м., расположенной по адресу: <адрес>.
В обоснование данного требования заявитель указал, что данный объект находится на территории Савинского сельского поселения, собственник (владелец) указанного объекта неизвестен. 26 октября 2012 года указанное имущество поставлено на учёт в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Согласно п.2 ч.2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 48 Устава Савинского сельского поселения в собственности поселения могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения.
Заявитель Администрация Муниципального образования «Савинское сельское поселение» не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии её представителя.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, не представило возражений по заявлению, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу ч. 2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Указанное заявление может быть подано в суд по истечении года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой шоссейный въезд (дорогу) протяжённостью (длиной) <данные изъяты> м. (инвентарный номер №), что следует из кадастрового паспорта сооружения (л.д. 6-7).
В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
На основании п. 2 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17 сентября 2003 года, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
В силу п.5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
26 октября 2012 года шоссейный въезд (дорога), расположенный по адресу: <адрес>, принят на учет в качестве бесхозяйного дорожно-транспортного объекта недвижимого имущества под кадастровым (условным) номером №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сообщением Пермского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д.5).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не представило возражений по заявлению.
В соответствии с пунктом 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании частей 1 статей 34 и 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Суд установил, что с момента постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного до подачи в суд заявления о признании права муниципальной собственности на такой объект прошло более одного года, заявитель имеет полномочия по управлению муниципальным имуществом, собственник (владелец) указанной дороги неизвестен.
На основании ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
При таком положении суд признает, что указанный шоссейный въезд (дорога) является бесхозяйным дорожно-транспортным недвижимым имуществом, поскольку его собственник не известен, и считает, что требование о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество правомерно и подлежит удовлетворению.
В силу абзаца 6 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации возникновения права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь статьями 194-198, 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Муниципального образования «Савинское сельское поселение» Пермского района Пермского края удовлетворить.
Признать за Муниципальным образованием «Савинское сельское поселение» Пермского района Пермского края право собственности на шоссейный въезд (дорогу) протяжённостью (длиной) <данные изъяты>. (кадастровый (условный) номер №, инвентарный номер №), расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких