Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-28/2020 (12-532/2019;) от 26.12.2019

Мировой судьи Гильманов Р.Р.                        12-28/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

20 января 2020 года                         г.Самара

Судья Самарского районного суда г.Самара Давыдова А.А., рассмотрев жалобу департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, вынесенным мировым судьей судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары Гильмановым Р.Р. 02.12.2019г.,

у с т а н о в и л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.12.2019г., вынесенным мировым судьей судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары Гильмановым Р.Р. 02.12.2019г., департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара привлечен к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 17 505 рублей.

Оспаривая данное постановление, департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить за отсутствием в действиях департамента состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара Филатова И.С., действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала, просила постановление мирового судьи отменить за отсутствием в действиях департамента состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Представитель Счетной Палаты Самарской области, действующая по доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.12.2019г., вынесенным мировым судьей судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары Гильмановым Р.Р. 02.12.2019г., департамент опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара привлечен к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 17 505 рублей.

Частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» (далее - Закон № 77-ГД) установлено, что органы местного самоуправления при реализации переданных им государственных полномочий обязаны руководствоваться федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Губернатора Самарской области, Правительства Самарской области, органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения.

Статьей 8 Закона № 77-ГД предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по опеке и попечительству осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно п. 6 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением правительства Самарской области от 11.06.2008 № 182 утвержден Порядок расходования субвенций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения (далее - Порядок № 182).

Пунктом 7.1 Порядка № 182 предусмотрено, что субвенции расходуются на выполнение переданных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения по перечню затрат, исходя из которых рассчитывается объем субвенций в соответствии с методикой, утвержденной Законом № 77-ГД.

Расчет объемов субвенций муниципальным образованиям Самарской области на реализацию полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в соответствии с законодательством в установлении над ними опеки и попечительства, а также реализации мероприятий по заключению договоров с управляющими имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Полномочия), производится министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) в соответствии с методикой, установленной в приложении № 6 к Закону № 77-ГД. Исходя из методики, установленной в приложении № 6 к Закону № 77-ГД, размер субвенции, предоставляемой местному бюджету отдельного муниципального образования для исполнения Полномочий рассчитывается исходя из числа специалистов, осуществляющих реализацию Полномочий в отдельном муниципальном образовании, годового фонда оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда) одного специалиста, и расходов на материально-техническое обеспечение деятельности одного специалиста, осуществляющего реализацию Полномочий.

На период предоставления Учреждению субвенции, в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Самарской области от 03.12.2009 № 129-ГД «О мерах, направленных на обеспечение исполнения областного бюджета в 2010 - 2019 годах» (далее - Закон № 129-ГД) (ред. от 16.01.2017) (в соответствии со статьей 2 данный Закон вступил в силу с 01.01.2017), расходы на материально-техническое обеспечение деятельности одного специалиста, осуществляющего исполнение Полномочий в рамках Закона № 77-ГД, составляли в 2017-2019 годах - 7,238% от годового фонда оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда) одного специалиста.

Согласно информации, полученной Счетной палатой Самарской области от министерства, в 2017 году в городском округе Самара Самарской области реализацию Полномочий осуществляли 20 специалистов. Субвенции на реализацию Полномочий министерством были рассчитаны в объеме 8 815 000,0 рублей (440 750 рублей на одного специалиста х 20 специалистов), из них: 8 220 000,00 рублей (411 000,00 на одного специалиста х 20 специалистов) - расходы на ФОТ специалистов, осуществляющего Полномочия; 595 000,00 рублей (29 750,00 рублей на одного специалиста х 20 специалистов) - расходы на материально-техническое обеспечение специалистов, осуществляющих Полномочия. Расходы на материально-техническое обеспечение специалиста, осуществляющего Полномочия, рассчитаны министерством строго в соответствии с нормой, установленной частью 4 статьи 4 Закона № 129-ГД (ред. от 16.01.2017) (595 000,00 рублей (или 7,238%) от 8 220 000,00 рублей).

Однако, на основании поступивших в Счетную палату Самарской области от Учреждения платежных поручений, мы видим, что фактические расходы по КОСГУ 223, 225, 290, 310, 340 - расходы Учреждения на МТО, за 2017 год составили 244 900,00 рублей вместо 595 000,00 рублей, рассчитанных министерством в соответствии с нормой расходов, установленной частью 4 статьи 4 Закона № 129-ГД (ред. от 16.01.2017).

Законом № 129-ГД (ред. от 16.01.2017) строго регламентирована норма расхода на МТО одного специалиста: в 2017- 2019 годах - 7,238% от годового фонда оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда) одного специалиста. Слова «не менее» или «в пределах» в данном Законе отсутствуют.

Также в Законе № 77-ГД и в Порядке № 182 отсутствуют положения о том, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов на МТО в пределах общего объема средств субвенций, предусмотренного на1 соответствующий финансовый год.

Таким образом, субвенция, выделенная из областного бюджета в 2017 году на материально-техническое обеспечение специалистов Учреждения направлена по нецелевому назначению на оплату труда в размере сумме 350 100,00 рублей (из 595 000,00 рублей (рассчитанные министерством) вычитаем 244 900,00(фактические расходы Учреждения на МТО)).

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или. частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно п. 6 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются (т.е. оплата/направление) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При возникновении потребности в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств либо объема доведенных лимитов недостаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье бюджетной классификации. Данная позиция отражена в Постановлении Верховного суда РФ в от 07.10.2016 № 304-АД 16-12516.

Установлено, что в период 2017года подобных писем от Учреждения министерству не поступало.

Доводы жалобы о том, что требования действующего законодательства при расходовании субвенций не нарушались, поскольку указанные расходы осуществлены в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, в пределах сумм, утвержденных «Об областном бюджете на 2017 год», без превышения, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Сводной бюджетной росписью и бюджетной росписью Учреждения суд находит не состоятельными, поскольку на основании предоставленных Учреждением бюджетной сметы на 2017 год от 11.01.2017, а также изменений показателей бюджетной сметы на 2017 год от 20.02.2017, от 10.05.2017, от 07.12.2017, от 14.12.2017, от 31.12.2017 делаем вывод о неоднократной возможности Учреждения внести корректировки в утвержденную документацию для дальнейшего недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

В случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются общие положения КоАП РФ, определяющие задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях. Исключения составляют случаи, когда по смыслу норм статей разделов I, III, IV, V КоАП РФ данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. Так, к юридическим лицам не применяются Положения КоАП РФ о формах вины (статья 2.2), невменяемости (статья 2.8), совершении административного правонарушения группой лиц (пункт 4 части 1 статьи 4.3). Данная позиция подтверждается Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 № 19АП-7691/2015 по делу № А36-6175/2015.

Мировой судья пришел к верному выводу о том, что в действиях департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.14 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению, т.е. в размере 17 505 рублей, назначено в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.

Назначенное департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Доказательств, свидетельствующих об исключительных обстоятельствах, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, суду не представлено.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Оснований для иной оценки фактических обстоятельств, установленных мировым судом, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Нарушений порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущих необходимость отмены принятого решения, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от 02.12.2019г., вынесенное мировым судьей судебного участка № 49 Самарского судебного района г. Самары Гильмановым Р.Р. 02.12.2019г., о привлечении департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 17 505 рублей, оставить без изменения, жалобу департамента опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней.

Судья: А.А. Давыдова

12-28/2020 (12-532/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара
счетная палата Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Давыдова А.А.
Статьи

КоАП: ст. 15.14

Дело на сайте суда
samarsky--sam.sudrf.ru
26.12.2019Материалы переданы в производство судье
20.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее