Дело № 2-247/2021
УИД 92RS0003-01-2020-004382-78
Категория 2.068
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 27 января 2021 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания – Мальцевой И.И. с участием истца – Сапожникова А.А., представителя истца – Куревлева О.Г., представителя ответчика – Колесниченко А.И., представителя третьего лица Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе – Дыбовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапожникова Александра Абрамовича к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании права на перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
29.10.2020 Сапожников А.А. обратился в суд с данным иском к ответчику, уточнив исковые требования, просит признать незаконным расчет назначенной ему в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой пенсии по старости применительно к соответствующему периоду действия законодательства; признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж; обязать Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты назначения страховой пенсии по старости - ДД.ММ.ГГГГ с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж.
Исковые требования обоснованы тем, что ответчик незаконно отказал истцу в перерасчете размера его пенсии с применением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Истец полагает, что перерасчет пенсии с применением указанного Закона позволит включить в страховой стаж для исчисления размера пенсии периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, что повлияет на размер пенсии.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, представил суду письменные возражения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - ПФ РФ подала письменные пояснения, в судебном заседании высказала правовую позицию, аналогичную позиции ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке ст. 113 ГПК РФ, подал письменные пояснения, в которых просил рассмотреть дело без его участия и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Сапожников А.А. является гражданином Российской Федерации, согласно паспорту, выданному ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по <адрес>.
Из страхового свидетельства, выданного на имя истца, следует, что Сапожников А.А. с ДД.ММ.ГГГГ был застрахована в системе обязательного пенсионного страхования РФ.
Как следует из пенсионного (выплатного) дела на имя Сапожникова А.А., последний с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно трудовой книжке и пояснениям истца, последний с 2002 года осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства – Украины.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 11 Федерального Конституционного Закона №6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона установлено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Таким образом, вышеуказанным законом гарантированы права граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки.
В силу с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01 января 2015 года предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Статья 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Часть 1 ст. 4 Федерального Закона № 400-ФЗ предусматривает, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» усматривается, что настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Принятие указанного закона № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года было обусловлено необходимостью правового урегулирования положения граждан, указанных в ч. 1 ст. 11 Федерального Конституционного Закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014, - граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ определено, что размеры пенсий, назначенных гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 01 января 2015 года в соответствии с законодательством РФ.
Из анализа вышеуказанных правовых норм можно прийти к выводу о том, что положения Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ могут быть применены к гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые приняли гражданство РФ в силу Федерального Конституционного Закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
В то же время, Сапожников А.А. являлся гражданином Российской Федерации до 2014 года, о чем свидетельствует паспорт гражданина РФ, страховое свидетельство на имя истца. Следовательно, на истца распространялось действие законодательства Российской Федерации и до марта 2014 года, как на гражданина Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 16.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ содержится понятие индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств определяется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение).
Согласно ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно СНИЛС истца он был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования РФ с 31.05.2010 г. Вместе с тем, за период с указанного времени по 2014 истцом не были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 года N 1578-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербинина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1, частью 3 статьи 2 и статьей 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что часть 1 статьи 1 и часть 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, задолго до указанной календарной даты приобретших гражданство Российской Федерации и в связи с этим имевших возможность формирования пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы на Украине.
Судом установлено, что у Сапожникова А.А. отсутствует необходимая минимальная сумма индивидуальных коэффициентов (баллов). Сведений об уплате страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорный период материалы выплатного дела истца не содержат. Из пенсионного дела истца усматривается, что оспариваемые периоды включены ответчиком в страховой стаж Сапожникова А.А., но на размер пенсии включение данного стажа не повлияло, так как для исчисления ИПК, исходя из требований законодательства, необходимо наличие уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые у Сапожникова А.А. за указанный период отсутствуют.
Кроме того, относительно граждан Российской Федерации, получивших свое гражданство не в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а задолго до указанной в данном законе календарной даты, Конституционным судом Российской Федерации в своем определении от 20 апреля 2017 года № 820-0 разъяснено, что такая категория граждан имела возможность формирования своих пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы в Украине.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемая часть 3 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ, определяющая порядок подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового) стажа и исчисления размера пенсии, направлена на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины.
Таким образом, отсутствуют основания для применения к истцу положений Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что истец в установленном законом порядке за перерасчетом пенсии не обращался, поскольку решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии в материалах дела отсутствует, истцом представлена лишь переписка с ответчиком в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, относятся на истца по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Сапожникова Александра Абрамовича к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе о признании права на перерасчет пенсии отказать..
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 03.02.2021 г.
Судья