Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-909/2019 ~ М-468/2019 от 21.02.2019

Дело № 2-909/2019

24RS0035-01-2019-000596-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года                                     г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Мизоновой Л.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мизоновой Л.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» (далее КГБУЗ «Минусинская МБ», ответчик) с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты>. Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Территория г. Минусинска и Минусинского района относится к местностям, где начисляется районный коэффициент 1,30 (Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П) и соответственно северная надбавка 30 % (приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2). С учетом коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Красноярского края, с 01.01.2017 г. минимальная заработная плата равна 12 000 рублей (7 500 * 30% * 30%), 01.07.2017 г. минимальная заработная плата равна 12 480 рублей (7 800 * 30 % * 30%), с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата равна 15 182 рубля 40 копеек (9 489 * 30% * 30%), с 01.05.2018 г. минимальная заработная плата равна 17 860 рублей 80 копеек (11 163 * 30% * 30%). Работодателем заработная плата в 2018 году начислялась с нарушением требований ТК РФ. В связи с этим просит взыскать с КГБУЗ «Минусинская МБ» задолженность по заработной плате в пользу Мизоновой Л.В. за период с января 2018 года по август 2018 год в сумме 28 843 рубля 67 копеек (л.д. 3).

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Солтукаева А.В. поддержала исковые требования, мотивируя изложенным.

Материальный истец Мизонова Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 36), суду представила письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.37).

Ответчик КГБУЗ «Минусинская МБ» судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.38, 40). К судебному заседанию представитель ответчика Рыльцина О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 29), предоставила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики. Заработная плата работника КГБУЗ «Минусинская МБ» в соответствии со ст.136 ТК РФ, п.7.4 Коллективного договора на 2015-2018 г.г. КГБУЗ «Минусинская МБ» выплачивается 10 и 25 числа каждого месяца. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось трехсторонним региональным соглашением от 23.12.2016 г., письмами министерства здравоохранения Красноярского края за исх. № 71/18-18-2019 от 12.01.2017 г., № 71/18-18/3379 от 27.12.2017 г., № 71/18-18 от 14.03.2018 г., ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», которым установлен размер минимальной заработной платы работникам краевых государственных учреждений здравоохранения. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют 11 016 рублей - для южных территорий края. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам КГБУЗ «Минусинская МБ». Финансирование учреждения осуществляется в пределах минимальной заработной платы, установленной Законом Красноярского края Федеральным законом от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» МРОТ с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 рубля. В связи с этим просила в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя КГБУЗ «Минусинская МБ» (л.д. 23).

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав помощника прокурора Солтукаеву А.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном сумме.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном сумме по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в сумме менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в сумме не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в сумме - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в сумме - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 г. составляет 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016 г. Мизонова Л.В. должна была получать заработную плату в месяц не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 г. - не менее 12 480 рублей, с 01.01.2018 г. - не менее 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. - не менее 17 860 рублей 80 копеек.

Как следует из материалов дела материальный истец Мизонова Л.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, с ДД.ММ.ГГГГ работает на 1 ставку в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ работает по внутреннему совместительству в должности <данные изъяты> (л.д. 7, 30-33).

Согласно производственному календарю, нормальная продолжительность рабочих часов составляет: в январе 2018 года - 136 часов, в феврале 2018 года - 151 час, в марте 2018 года - 159 часов, в апреле 2018 года - 167 часов, в мае 2018 года - 159 часов, в июне 2018 года - 159 часов, в июле 2018 года - 176 часов, в августе 2018 года - 184 часов.

Из расчетных листков Мизоновой Л.В. следует, что заработная плата ей выплачивалась ежемесячно в следующих суммах: в январе 2018 года 16 067 рублей 78 копеек (из которых 3 888 рублей по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата в январе 2018 года начислена в сумме 12 179 рублей 78 копеек), в феврале 2018 года в сумме 15 353 рубля 06 копеек (их которых 1 834 рубля 45 копеек по внутреннему совместительству, 3 257 рублей 82 копейки оплата отпускных за период с 18.02.2018 г. по 28.02.2018 г., 3 257 рублей 82 копейки оплата отпускных за период с 01.03.2018 г. по 10.03.2018 г., следовательно, заработная плата за февраль 2018 года начислена в сумме 7 003 рубля 55 копеек), в марте 2018 года в сумме 9 145 рублей 36 копеек (из которых 831 рубль 40 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за март 2018 года начислена в сумме 8 313 рублей 96 копеек), в апреле 2018 года в сумме 12 665 рублей 10 копеек (из которых 1 649 рублей 10 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за апрель 2018 года начислена в сумме 11 016 рублей), в мае 2018 года в сумме 12 918 рублей 19 копеек (из которых 1 755 рублей 19 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за май 2018 года начислена в сумме 11 163 рубля), в июне 2018 года в сумме 12 356 рублей 53 копейки (из которых 1 193 рубля 53 копейки по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за июнь 2018 года начислена в сумме 11 163 рубля), в июле 2018 года в сумме 19 779 рублей 94 копейки (их которых 1 886 рублей 20 копеек по внутреннему совместительству, 6 730 рублей 74 копейки оплата отпускных, следовательно, заработная плата за июль 2018 года начислена в сумме 11 163 рубля), в августе 2019 года в сумме 4 610 рублей 80 копеек (из которых 242 рубля 67 копеек по внутреннему совместительству, следовательно, заработная плата за август 2018 года начислена в сумме 4 368 рублей 13 копеек) (л.д. 13-24).

При этом, суд находит не верным представленный в дело расчет задолженности по заработной плате и представляет следующий расчет.

Так, в январе 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Мизоновой Л.В. начислена заработная плата в сумме 12 179 рублей 78 копеек (л.д. 13), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в размере не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в январе 2018 года в сумме 3 002 рубля 62 копейки (15 182,40 – 12 179,78);

в феврале 2018 года при норме 151 рабочих часов Мизоновой Л.В. отработано 96 часов, ей начислена заработная плата в сумме 7 003 рубля 55 копеек (л.д. 14), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 2 648 рублей 84 копейки ((15 182,40 : 151 х 96) = 9 652,39 – 7 003,55);

в марте 2018 года при норме 159 рабочих часов Мизоновой Л.В. отработано 120 часов, ей начислена заработная плата в сумме 8 313 рублей 96 копеек (л.д. 15), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 3 144 рубля 46 копеек ((15 182,40 : 159 х 120) = 11 458,42 – 8 313,96);

в апреле 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Мизоновой Л.В. начислена заработная плата в сумме 11 016 рублей (л.д. 16), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в размере не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в январе 2018 года в сумме 4 166 рублей 40 копейки (15 182,40 – 11 016);

в мае-июле 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Мизоновой Л.В. начислена заработная плата в сумме 11 163 рубля за каждый месяц (л.д. 17-19), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 6 697 рублей 80 копеек (17 860,80 – 11 163), а следовательно за данный период недоначислена заработная плата в сумме 20 093 рубля 40 копеек (6 697,80 х 3);

в августе 2018 года при норме 184 рабочих часа Мизоновой Л.В. отработано 72 часа, ей начислена заработная плата в сумме 4 368 рублей 13 копеек (л.д. 20), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в августе 2018 года в сумме 2 620 рублей 88 копеек ((17 860,80 : 184 х 72) = 6 989,01 -4 368,13).

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Поскольку в рассматриваемом случае предметом спора являются трудовые отношения, связанные с соблюдением и защитой трудовых прав работников, требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ на данные правоотношения не распространяются.

Таким образом, с ответчика в пользу Мизоновой Л.В. подлежит взысканию заработная плата за период с января 2018 года по август 2018 год включительно в сумме 35 676 рублей 60 копеек (3 002,62 + 2 648,84 + 3 144,46 + 4 166,40 + 20 093,40 + 2 620,88).

Довод представителя ответчика в отзыве на исковое заявление о том, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 270 рублей 30 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Мизоновой Л.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.

Взыскать в пользу Мизоновой Л.В. с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» задолженность по заработной плате в сумме 35 676 рублей 60 копеек.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в сумме 1 270 рублей 30 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-909/2019 ~ М-468/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Мизонова Людмила Васильевна
Ответчики
КГБУЗ "Минусинская МБ"
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Патов Сергей Михайлович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
21.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2019Передача материалов судье
22.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2019Подготовка дела (собеседование)
03.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее