РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2016 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Дудова Е.И.,
с участием истца Исхаковой Г.Г.,
представителя истца Ивановой Н.В.,
представителя ответчика Лысиковой С.М.,
при секретаре Мусатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Исхаковой Г.Г. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самара о включении периодов в специальный страховой стаж, признание права на назначение досрочной страховой пенсии, взыскание судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Исхакова Г.Г. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары истцу отказано в назначении пенсии в соответствии с п. п. 20 пункта 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. ДД.ММ.ГГГГ истцу был вручен протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан по заявлению истца, согласно которому принято решение, в том числе, не засчитывать в специальный стаж следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- отпуска без сохранения заработной платы, согласно п. 4.5 Постановления №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, 3- х лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 09.09. 2011 - прочие отвлечения от основной работы, согласно п. 4,5 Постановления №.
Стаж работы Исхаковой Г.Г., дающей право на назначение досрочной пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ « О страховых пенсиях», составляет 26 лет 01 месяц 23 дня.
Не оспаривая решение вышеуказанной комиссии истец полагает, что решение комиссии по п.2 протокола должны быть признаны незаконными по следующим основаниям. Комиссия необоснованно, в нарушение ст. 12 ФЗ-400 РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ а также ст. 11 ФЗ-173 РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. не приняла во внимание и не включила в специальный трудовой стаж период нахождения истца в отпуске по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет.
Так, ДД.ММ.ГГГГ. у истца родился второй сын, и она находилась в отпуске по уходу за ребенком с 15.01.1998г. по 23.10. 2000г.
В периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 20.03.1994г. – истец находилась в отпуске по беременности и родам, так как 22.05.1994г. у истца родилась мертвая дочь, все 154 дня истец находилась на больничном.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец также находилась на больничном по случаю рождения ребенка.
При этом истец считает, что комиссия своим решением прямо нарушила требования ст. 255 Трудового Кодекса РФ и п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 11.12. 2012г. «О практике применения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором четко указано, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового Кодекса Российской Федерации ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листа нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Также необоснованно комиссия не приняла во внимание периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
На основании изложенного, истец просила суд включить в ее специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды: по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет:
с ДД.ММ.ГГГГ по 30.01. 1994 г.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
Включить в специальный страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды работы - нахождения на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
Признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии с момента предоставления документов ответчику о возникновении у истца права на пенсионное обеспечение с учетом продолжения работы в должности медицинской сестры функциональной диагностики поликлинического отделения № ГБУЗ «Самарская городская поликлиника № <адрес>» по настоящее время.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила признать отказ ответчика во включении в специальный страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии незаконным следующих периодов в календарном исчислении:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии с момента предоставления документов ответчику о возникновении у истца права на пенсионное обеспечение с учетом продолжения работы в должности медицинской сестры функциональной диагностики поликлинического отделения № ГБУЗ «Самарская городская поликлиника №<адрес>» по настоящее время.
Взыскать с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы в размере 15 300 рублей.
В судебном заседании истец Исхакова Г.Г. заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, по основаниям изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.
Представитель истца Ивановв Н.В. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в <адрес> ФИО7 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду пояснила, что с 1992 года действует Закон РФ № от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", согласно которому период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Курсы повышения квалификация также не подлежат включению в специальный стаж, так как были с отвлечением от трудовой деятельности. С требованиями истца о взыскании судебных расходов не согласна, поскольку УПФ РФ является бюджетной организацией.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статья 30 указанного Федерального Закона устанавливает досрочную пенсию по старости при наличии специального стажа.
Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ в <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в <адрес> (л.д. 17-18), были исключены различные периоды работы истца, в том числе, оспариваемые ею, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно данному протоколу стаж работы Исхаковой Г.Г., дающей право на назначение досрочной пенсии по старости пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 26 лет 01 месяц 23 дня (л.д. 19).
На основании названного протокола, решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 30 лет в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 17).
В силу п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 указанной статьи Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Части 3 и 4 ст. 30 вышеуказанного закона, указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что истец с 1985 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности медицинской сестры, и в трудовой книжке истца, которая в соответствии с требованиями ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, содержатся сведения о ее трудовой деятельности, в том числе, и в оспариваемые периоды (л.д. 23-24).
В соответствии со ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно Федеральному закону от 22.07.1993г. № «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ а также свидетельствами, сертификатами и удостоверениями о прохождении курсов повышения квалификации (л.д. 138-144).
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы периоды.
Таким образом, во время нахождения Исхаковой Г.Г. на курсах повышения квалификации трудовые отношения между ней и учреждением здравоохранения не прерывались, в соответствии со статьями 173 и 187 Трудового кодекса РФ за истцом сохранялись рабочее место и средний заработок, начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд.
В период прохождения курсов повышения квалификации истцом пройден полный объем программы по теоретической и практической подготовке, поэтому данные периоды следует рассматривать как иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем, суд считает необходимым включить в специальный стаж Исхаковой Г.Г. периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации по своей специальности.
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ДД.ММ.ГГГГ, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку у истца Исхаковой Г.Г. отпуск по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ то есть после введения в действие Закона РФ N 3543-1 от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, 3-х лет) правомерно не был включен ответчиком в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию (специальный стаж).
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течении полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, в соответствии с п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная позиция изложена в информационном письме Минтруда Российской Федерации №-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-25-25/10067 от ДД.ММ.ГГГГ «О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам».
На основании указанных норм, предоставление отпуска по справке ВКК, не может включаться в специальный стаж, поскольку не подтвержден больничным листом и не является ежегодным оплачиваемым, либо дополнительным отпуском.
На основании изложенного, суд не находит оснований, для включения в специальный трудовой стаж периоды с <данные изъяты>
С учетом удовлетворенных исковых требований специальный страховой стаж истицы на день обращения с заявлением о назначении пенсии составляет менее 30 лет, и является недостаточным для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела у истицы отсутствует необходимый специальный стаж, требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установлено, что истцом уплачено за юридические услуги 15 000 руб., что квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150). В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.12.2004г. №-О, при рассмотрении вопросов о взыскании судебных расходов в обязанность суда входит установление баланса между правами лиц, участвующих в деле. Обязанность суда по взысканию расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требований ст. 17 Конституции РФ. При данных обстоятельствах, с учетом требований ст. 100 ГПК РФ, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая объем оказанных юридических услуг, стоимость схожих услуг в регионе, продолжительность рассмотрения дела, участие в судебном заседании представителя, суд считает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению с учетом принципа разумности и соразмерности в размере 6 000 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма государственной пошлины, оплаченной при подаче искового заявлении, в размере 300 руб. (л.д. 4).
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Исхаковой Г.Г. – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Самары включить в специальный стаж, дающий Исхаковой Г.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, следующие периоды:
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Самары в пользу Исхаковой Г.Г. расходы по оплате услуг представителя в размере 6 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., а всего взыскать 6 300 рублей (шесть тысяч триста рублей).
В остальной части иска Исхаковой Г.Г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2016 года.
Судья Е.И. Дудова