Председательствующий по делу Дело №а-2449/2019
судья Мищенко Е.В
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Пичуева В.В.
и судей краевого суда Каверина С.А., Бурака М.Н.,
при секретаре Бянкиной Т.А.,
с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 июня 2019 года административное дело по административному исковому заявлению администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении Федорова Д. А.,
по апелляционной жалобе Федорова Д.А.,
на решение Карымского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено: административное исковое заявление начальника ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Забайкальскому краю об установлении административного надзора в отношении Федорова Д. А., удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Федорова Д. А., <Дата> года рождения, уроженца г. Петровск-Забайкальск Читинской области, проживающего по адресу: <адрес> на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, в виде следующих административных ограничений: запрета выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы и являться в указанный орган 1 раз в месяц.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия осужденным Федоровым Д. А. дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Установить Федорову Д. А. следующие административные ограничения: запретить пребывание в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях) в период времени с 20-00 ч. по 06-00ч.; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участие в них; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов вечера до 6 часов утра (за исключением работы в ночное время); запретить выезд за пределы <адрес> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; обязательно являться 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания лица для регистрации.
Контроль за соблюдением административных ограничений возложить на орган внутренних дел г. Петровск-Забайкальск по избранному месту жительства поднадзорного лица.
В части административных исковых требований об установлении Федорову Д. А. административное ограничение в виде запрета посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений) без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
<Дата> врио начальника ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Забайкальскому краю Иванов Р.А. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Федорова Д.А., освобождаемого из мест лишения свободы <Дата>, осужденного за совершение тяжкого преступления в условиях особо опасного рецидива преступлений. В заявлении указал на то, что Федоров Д.А. за период отбывания наказания имеет десять взысканий, одно поощрение, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, содержится в строгих условиях содержания. В работах по благоустройству исправительного учреждения не участвует. В воспитательных мероприятиях участия также не принимает. Относится к осужденным отрицательной направленности.
Просил суд установить административный надзор в отношении осужденного Федорова Д. А., 1978 года рождения сроком на 8 лет и установить в отношении данного лица, следующие административные ограничения: запрет пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях); запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них; запрет посещений исправительных учреждений, следственных изоляторов и прилегающей к ним территории (в зоне режимных ограничений) без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время; запретить выезд за пределы г. Петровск-Забайкальский Забайкальского края без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; обязательную явку четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания лица для регистрации.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Федоров Д.А. считает решение суда несправедливым и необоснованным. Выражает несогласие в части срока установленного в отношении него административного надзора. Приводит доводы о том, что никто не может быть осужден заодно и тоже преступление дважды. Просит снизить срок административного надзора до срока реально отбытого наказания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А. об отмене решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от <Дата> Федоров Д.А. осужден по ч. 1 ст. 222, Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) и ч. 2 ст. 162 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа с ограничением свободы на 1 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от <Дата> приговор городского суда изменен в сторону ухудшения. В действиях Федорова Д.А. признан особо опасный рецидив преступлений и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев без штрафа с ограничением свободы на 1 год.В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от <Дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) за лицами, освобожденными из мест лишения свободы административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу ч. 2 указанной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Административный надзор в отношении указанных лиц в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Суд, установив, что Федорова Д.А. относится к категории лиц, указанных в ч.2 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ, пришел к выводу об удовлетворении административного иска.
Данный вывод суда коллегия находит ошибочным, а решение - постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что Федорову Д.А. также было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на один год с установлением на основании ст. 53 УК РФ ограничений свободы.
Согласно Федеральному закону № 64-ФЗ администрация исправительного учреждения или орган внутренних дел могут обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении конкретного лица при наличии для этого определенных условий.
Согласно ч. 4 ст. 5 указанного Федерального закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного наказания, а также при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
В соответствии с п. 8 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от <Дата> № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства или пребывания этого лица (части 6 и 8 статьи 270 КАС РФ, статья 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции дополнительное наказание в виде ограничения свободы Федоров Д.А. отбывать не начал, отбывает основное наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, с заявлением об установлении административного надзора за лицом, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы, могут обратиться в суд только органы внутренних дел и не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы, назначенного приговором суда. Администрация исправительного учреждения сделать это не вправе.
При таких обстоятельствах административный надзор по заявлению администрации исправительного учреждения в отношении Федорова Д.А. не мог быть установлен.
В связи с неправильным применением норм материального и процессуального права решение суда на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от <Дата> отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении требований ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Забайкальскому краю об удовлетворении требований об установлении административного надзора в отношении Федорова Д.А. -отказать.
Председательствующий
Судьи