УИД № 59RS0017-01-2019-001759-60
Дело № 2-1088/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 17 декабря 2019 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием зам.прокурора г. Губаха Щербинина А.А., представителя третьего лица Андреева П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Партнер» о возложении обязанности установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, третьи лица: Администрация городского округа «Город Губаха», МБУ «Тепловые сети Углеуральский»,
У С Т А Н О В И Л:
Зам.прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Партнер» о возложении обязанности установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Губаха, пос. Углеуральский, ул. Чернышевского, 54. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в результате рассмотрения обращения гражданина была проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, жилищного законодательства в деятельности ответчика, в ходе которой было установлено, что 01.07.2019 года между администрацией городского округа «Город Губаха» и ООО «Партнер» заключен договор управления многоквартирными домами, в т.ч. многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Губаха, ул. Чернышевского, 54. Теплоснабжение вышеуказанного многоквартирного дома осуществляется от внешнего источника тепла - МБУ «Тепловые сети Углеуральский». До настоящего времени в нарушение требований ч. 4 ст. 12, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, несмотря на наличие возможности по установке узла учета тепловой энергии в указанном МКД, ООО «Партнер» не установлен и не введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, т.е. ответчик уклоняется от возложенной на него обязанности обеспечить оснащение спорного многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии.
В судебном заседании зам.прокурора г. Губахи Щербинин А.А. на доводах иска настаивал, уточнив срок для исполнения ответчиком обязанности по предмету иска до 01.03.2020 года. Дополнительно указал, что прибор учета должен быть установлен и введен в эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений.
Представитель Администрации городского округа «Город Губаха» Андреев П.А. в судебном заседании иск прокурора поддержал в полном объеме.
Представитель МБУ «Тепловые сети Углеуральский» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменного отзыва, иск прокурора поддерживают.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616.
Согласно пункту 2 указанных Правил определение управляющей организации осуществляется решением, в том числе органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах, вводу их в эксплуатацию, а также их поверке возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 г. N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом, при чем независимо от способа заключения такого договора.
В судебном заседании установлено, что 01.07.2019 года на основании ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 года № 1616 между Администрацией городского округа «Город Губаха» и ООО «Партнер» заключен договор управления многоквартирными домами, в т.ч. многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Губаха, ул. Чернышевского, 54, поскольку собственниками многоквартирного дома самостоятельно не выбран способ управления домом. Теплоснабжение вышеуказанного многоквартирного дома осуществляется от внешнего источника тепла - МБУ «Тепловые сети Углеуральский», что следует из постановления и.о. главы администрации городского округа «Город Губаха» от 19.07.2019 года № 804. После проведения капитального ремонта в спорном МКД в 2016 году, дом был оборудован прибором учета тепловой энергии, однако, как установлено решением Губахинского городского суда по гражданскому делу № по иску заместителя прокурора г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» об обязании произвести перерасчет стоимости услуги по отоплению, акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по указанному МКД не составлялся, узел учета ресурсоснабжающей организацией, которой на тот момент являлось АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» не принимался на коммерческий учет и не пломбировался, а равно в указанный период отсутствуют двусторонние акты проверки правильности работы общедомового прибора учета тепловой энергии поэтому, установленный в МКД доме прибор учета тепловой энергии, считается непригодным для коммерческого расчета, т.е. фактически отсутствующим. До настоящего времени собственники помещений в многоквартирном доме не выполнили обязанности по оснащению дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, несмотря на наличие технической возможности установки такового.
Указанные обстоятельства кроме пояснений участников процесса, подтверждены следующими письменными доказательствами: выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО Партнер»; выдержкой из раздела лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО «Партнер»; выдержкой из раздела лицензий Пермского края, содержащей сведения об адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО «Партнер»; копией договора на управление многоквартирными домами от 01.07.2019 года с приложениями, заключенный между администрацией городского округа «Город Губаха» и ООО «Партнер»; постановлением и.о. главы администрации городского округа «Город Губаха» № 804 от 19.07.2019 года «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации» на территории рп. Углеуральский (в т.ч. мкр. Северный), рп. Широковский – МБУ «Тепловые сети Углеуральский»; копией обращения гр. Бадрак З.Ф. в прокуратуру г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ; копией письма ООО «Партнер» в адрес зам.прокурора г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ; копией письменного объяснения представителя ответчика Букаранова А.В., данных зам.прокурора г. Губахи ДД.ММ.ГГГГ; копией акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ; копией предписания ИГЖН Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам проведения внеплановой проверки АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» в части начисления платы за тепловую энергию жителям МКД по ул. Чернышевского, 54; письмом МУП «Стройсервис» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора г. Губахи об отсутствии документов, подтверждающих установку общедомового прибора учета тепловой энергии; копией решения Губахинского городского суда по гражданскому делу № по иску заместителя прокурора г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» об обязании произвести перерасчет стоимости услуги по отоплению и другими материалами дела.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В таком случае, ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор с обратившейся к ней управляющей компанией на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепла.
В рассматриваемом случае ресурсоснабжающей организацией является МБУ «Тепловые сети Углеуральский». Доказательств обращения управляющей компании ООО «Партнер» к ресурсоснабжающей организации на установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора в спорном МКД в материалы дела не представлено.
Таким образом, при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил № 491 с последующим отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 года № АКПИ16-375, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 302-КГ15-9608 и от 16 января 2019 года N 306-КГ18-23777.
При установленных судом обстоятельствах, доводы ответчика о том, что действия по оснащению многоквартирного дома прибором учета и вводу в эксплуатацию данного прибора учета должны быть полностью возложены на ресурсоснабжающую организацию, судом отклоняются как противоречащие нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд признает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Тот факт, что названный МКД фактически после проведения в доме капитального ремонта в 2016 году был оборудован прибором учета тепловой энергии на выводы суда не влияет, поскольку акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по указанному МКД не составлялся, узел учета ресурсоснабжающей организацией, которой на тот момент (2016 год) являлось АО «Центр энергетики МГТУ им. Н.Э. Баумана» не принимался на коммерческий учет и не пломбировался, а равно отсутствуют и суду не представлены двусторонние акты проверки правильности работы общедомового прибора учета тепловой энергии, что стороной ответчика не опровергнуто, напротив, следует из письменных пояснений представителя ответчика Букаранова А.В., данных зам.прокурора г. Губахи ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых на прибор учета нет документов и не проведена поверка, прибор не введен как коммерческий узел учета.
Тот факт, что 05.11.2019 года ООО «Партнер» в адрес администрации городского округа «Город Губаха» направлено уведомление о расторжении договора от 01.07.2019 года и главой окружной администрации 09.12.2019 года вынесено постановление № 1463, которым ООО «Партнер» исключен из списка управляющих организаций для управления МКД, в отношении которых собственниками не выбран способ управления таким домом или выбранный способ реализован, в т.ч. по МКД по ул. Чернышевского, 54, на выводы суда не влияет, поскольку согласно абз. 3 п. 8 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616, управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации односторонний отказ управляющей организации от управления МКД не предусмотрен, в том числе, и в случае, если управление домом осуществляется в порядке, установленном частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, одного лишь волеизъявления управляющей компании на расторжение договора управления МКД в отсутствие согласия администрации городского округа «Город Губаха» как второй стороны договора, в данном случае недостаточно.
При этом, следует также учесть, что, поскольку на момент рассмотрения настоящего иска сведения о лицензии ООО «Партнер» не исключены из реестра лицензий Пермского края, в том числе не исключены сведения и в отношении МКД по ул. Чернышевского, 54, лицензия не прекращена и не аннулирована, на текущую дату ответчиком в соответствии с пп. «д» п. 7 Правил от 21.12.2018 N 1616 в уполномоченный орган не направлено заявление об исключении его из перечня организаций, сведений о том, что обязанности по управлению спорным МКД на текущую дату возложены на иную управляющую организацию, в материалах дела нет, в связи с чем, с соблюдением требований ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик в любом случае обязан надлежащим образом исполнять обязанность по управлению спорным многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до избрания новой управляющей компании. Поскольку названная норма права (ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) направлена на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляет непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
Более того, представителем администрации городского округа «Город Губаха» Андреевым П.А. в судебном заседании даны пояснения о том, что протест прокурора в настоящее время удовлетворен и постановление главы администрации городского округа «Город Губаха» от 09.12.2019 года № 1463, которым ООО «Партнер» исключен из списка управляющих организаций для управления МКД, в отношении которых собственниками не выбран способ управления таким домом или выбранный способ реализован, в т.ч. по МКД по ул. Чернышевского, 54, признано недействующим.
Отсутствие достаточного финансового обеспечения у ООО «Партнер», в том числе по причине низкой платежеспособности за предоставленные жилищные услуги собственниками (нанимателями) помещений в спорном МКД, не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности, возложенной на него законом, поскольку отсутствие достаточных денежных средств, не освобождает ответственных лиц от решения вопросов, отнесенных законом к их компетенции, а ООО «Партнер», в таком случае, не лишено, в том числе в судебном порядке, взыскивать образовавшуюся задолженность по жилищным услугам с жильцов, а также в последующем отнести понесенные расходы по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии на собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.
Установленный прокуроромсрок для исполнения ответчиком обязанности по принятию мер по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в целях коммерческого учета в спорном многоквартирном доме в срок до 01.03.2020 года, суд считает обоснованным и достаточным для исполнения. Более того, разумность и исполнимость данного срока представителем ответчика не оспаривалась, что, вместе с тем, не лишает ответчика права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения при наличии достаточных доказательств невозможности исполнить решение в установленный срок.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.03.2020 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, 54.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░