Именем Российской Федерации
14 февраля 2013 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Суровцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Яблоковой М.В.,
с участием:
заявителя - Ренева Б.В.,
его представителя - Бородина А.А.,
представителя командира войсковой части 40218 - Червонного О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащеговойсковой части 40218 подполковника запаса Ренева Бориса Валерьевича об оспаривании действий Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Ренев Б.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части 40218 и приказом командующего войсками 4 командования ВВС и ПВО от 12 апреля 2010 года № досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Вступившим в законную силу решением Саратовского гарнизонного военного суда от 4 августа 2010 года данный приказ признан незаконным в части основания увольнения с военной службы и на воинские должностные лица возложена обязанность изменить основание увольнения Ренева Б.В. с военной службы.
Во исполнение названного решения приказом командующего войсками 4 командования ВВС и ПВО № от 8 ноября 2010 года основание увольнения с военной службы Ренева Б.В. изменено на подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по состоянию здоровья.
Полагая, что в связи с изменением основания увольнения с военной службы он неправомерно не был обеспечен жильем, Ренев Б.В. подал заявление в Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту - ФГУ ЦРУЖО или Центррегионжилье) с просьбой о постановке на жилищный учет. Однако решением названного органа № от 7 августа 2012 года ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Считая свои права нарушенными, Ренев Б.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором с последующими изменениями и дополнениями своих требований просил признать незаконным и недействующим с момента принятия решение ФГУ ЦРУЖО № от 7 августа 2012 года об отказе в принятии на жилищный учет, а также признать его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заявитель и его представитель Бородин А.А. в судебном заседании требования поддержали и настаивали на их удовлетворении.
Центррегионжилье, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в него своего представителя не направило, об уважительных причинах неявки не сообщило.
Представитель третьего лица - командира войсковой части 40218 - Червонный О.В. с рассматриваемыми требованиями не согласился, пояснив, что Ренев Б.В. был обеспечен жилым помещением в виде общежития по предыдущему месту военной службы по адресу: <адрес>, общей площадью 37,9 кв.м. на состав семьи из 4 человек. Указанное жилье заявитель не сдал в установленном порядке, а оставил своей бывшей семье. По этому основанию жилищная комиссия войсковой части 40218 при обращении Ренева Б.В. своим решением от 1 июля 2010 года отказала ему в постановке на жилищный учет. Соответственно и в настоящее время отсутствуют основания для его принятия на указанный учет.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле и представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно приказу Командующего войсками 4 командования ВВС и ПВО от 12 апреля 2010 года № Ренев Б.В. досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Вступившим в законную силу решением Саратовского гарнизонного военного суда от 4 августа 2010 года данный приказ признан незаконным в части основания увольнения с военной службы и на воинские должностные лица возложена обязанность изменить основание увольнения Ренева Б.В. с военной службы.
Из приказа Командующего войсками 4 командования ВВС и ПВО № от 8 ноября 2010 года усматривается, что основание увольнения с военной службы Ренева Б.В. изменено на подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть по состоянию здоровья.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона «О статусе военнослужащих».
В силу требований п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14. ст. 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Анализ приведенных норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет сделать вывод, что правом на перемену месту жительства с обеспечением жильем обладают только те военнослужащие, которые при соблюдении прочих условий увольняются по одному из трех оснований: по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имею общую продолжительность военной службы более 10 лет.
По делу установлено, что Ренев Б.В., будучи незаконно уволенным с военной службы по несоблюдению с его стороны условий контракта, не мог воспользоваться социальной гарантией, предусмотренной п. 14 ст. 15 названного Закона. И только после восстановления в судебном порядке его права на увольнение с военной службы по состоянию здоровья получил объективную возможность претендовать на обеспечение жильем по избранному после увольнению с военной службы месту жительства.
При таких данных, решение ФГУ ЦРУЖО об отказе в принятии Ренева Б.В. на жилищный учет, только на основании отсутствия у него статуса военнослужащего, законным не является и подлежит отмене. При новом рассмотрении обращения Ренева Б.В. названному органу жилищного обеспечения надлежит проверить наличие у того достаточных оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, в том числе с учетом оставления им служебного жилья бывшей семье и создания им новой семьи.
Ссылку представителя командира войсковой части 40278 на рассмотрение ранее жилищного вопроса заявителя суд находит несостоятельной, поскольку согласно п. 22 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. № 350, на командира (начальника) возлагается обязанность выяснить при проведении мероприятий, связанных с увольнением с военной службы, обеспеченность подчиненных жилыми помещениями. Судом установлено, что при принятии командиром решения о представлении Ренева Б.В. к увольнению с военной службы основанию, признанному судом незаконным, данное мероприятие не было выполнено и решение жилищной комиссии о постановке либо отказе в постановке заявителя на жилищный учет по избранному месту жительства не принималось.
Между тем, требование Ренева Б.В. о признании его нуждающимся в получении жилья удовлетворению не подлежит, поскольку суд в силу принципа разделения полномочий не вправе подменить орган жилищного обеспечения и принять такое решение.
Согласно квитанции Реневым Б.В. в связи с обращением в суд с заявлением была оплачена государственная пошлина в размере 200 руб., которая на основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
Заявление бывшего военнослужащего войсковой части 40218 подполковника запаса Ренева Бориса Валерьевича об оспаривании действий Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 1814 от 7 августа 2012 года об отказе в принятии Ренева Б.В. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» отменить решение № 1814 от 7 августа 2012 года об отказе в принятии Ренева Б.В. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и рассмотреть заявление Ренева Б.В. о постановке на жилищный учет по существу.
Взыскать с Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в пользу Ренева Б.В. государственную пошлину в размере 200 (двухсот) руб.
В остальной части заявленных требований - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления его в окончательной форме в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд.
<данные изъяты>й