Дело № 2-228/2019
УИД 34RS0039-01-2019-000315-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Старая Полтавка 30 июля 2019 года.
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области Власова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Рассоха Ю.А.,
с участием: прокурора Старополтавского района Волгоградской области Гермашевой Л.А.,
представителя ответчика директора МКОУ «Верхневодянская средняя школа» Аболовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело № 2-228/2019 по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к «Верхневодянская средняя школа» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Верхневодянская средняя школа» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан.
В обосновании иска прокурор указал, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка исполнения МКОУ «Верхневодянская средняя школа» законодательства о социальной защите инвалидов. Проведенной проверкой установлено следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих. инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности й направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно частям 1, 6 статьи 15 Закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу требований статьи 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее по тексту - Закон №757) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.
На основании статьи 4 Закона №757 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться визуальной и звуковой информацией, пандусами и поручнями при входах в здания.
В соответствии с п.3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равных условия жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяется Сводом Правил 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее по тексту - Правила).
В силу п. 5.1.15. Правил пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0, 7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Вместе с тем, вопреки прописанным выше нормам, при входе в здание школы не имеется пандуса и поручней.
Просит обязать ответчика обеспечить исполнение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно здание МКОУ «Верхневодянская СШ», расположенное по адресу: с. Верхняя Водянка, ул. Школьная, д.3, Старополтавский район, Волгоградская область - оборудовать пандусом с поручнями при входе в здание школы.
В судебном заседании прокурор Старополтавского района Гермашева Л.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Аболова А.Е., в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Просит уменьшить до минимума размер государственной пошлины, предоставить срок для исполнения обязательств в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, полностью признавшего исковые требования, суд считает, что исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка исполнения МКОУ «Верхневодянская средняя школа» законодательства о социальной защите инвалидов. Проведенной проверкой установлено следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих. инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности й направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно частям 1, 6 статьи 15 Закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу требований статьи 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» (далее по тексту - Закон №757) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.
На основании статьи 4 Закона №757 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться визуальной и звуковой информацией, пандусами и поручнями при входах в здания.
В соответствии с п.3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Критерии для обеспечения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равных условия жизнедеятельности с другими категориями населения для общественных, жилых и производственных зданий определяется Сводом Правил 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее по тексту - Правила).
В силу п. 5.1.15. Правил пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0, 7 м. с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Вместе с тем, вопреки прописанным выше нормам, при входе в здание школы не имеется пандуса и поручней.
Суд принял признание иска представителем ответчика Аболовой А.Е. поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, особую значимость вопроса, касающегося безопасности движения, суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчика обязанности должен составить: три месяца с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 333.20 ч. 2 НК РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Поскольку иск заявлен прокурором в защиту интересов неопределённого круга лиц, учащихся в образовательных учреждениях и самих муниципальных образовательных учреждения, государственную пошлину, возможно уменьшить до 0 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Верхневодянская средняя школа» о понуждении к исполнению законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан, удовлетворить.
Обязать ответчика - МКОУ «Верхневодянская средняя школа» обеспечить исполнение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно здание МКОУ «Верхневодянская СШ», расположенное по адресу: с. Верхняя Водянка, ул. Школьная, д.3, Старополтавский район, Волгоградская область - оборудовать пандусом с поручнями при входе в здание школы.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, решение суда должно быть исполнено, в течение трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
Государственную пошлину уменьшить и взыскать с образовательного учреждения МКОУ «Верхневодянская СШ», исходя из 0 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Старополтавский районный суд Волгоградской области.
Судья: Власов Е.Н.