Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Самара
Самарский районный суд г.Самара в составе:
Председательствующего судьи Давыдовой А.А.
При секретаре Салаховой А.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по заявлению ФИО13 в лице законного представителя матери- Меркуловой С.Е. о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ года,
установил:
Заявители в лице представителя по доверенности ФИО6 обратились в Самарский районный суд <адрес> к ФГБУ ФКП Росреестра по <адрес>, в котором ставят вопрос о признании решения указанного уполномоченного органа о приостановлении кадастрового учета незаконным. В обоснование заявления указали, что являются собственниками в праве общей долевой собственности ( по № доли каждый) на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права. На данных земельных участках расположен жилой дом, который поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером № и гараж, которые заявители намерены оформить в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на государственную регистрацию права общей долевой собственности на указанный жилой дом, расположенный на земельных участках, однако регистрация приостановлена по причине невозможности установления адреса объекта, так как заявителям принадлежат два земельных участка № и № а согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом поставлен на кадастровый учет по вышеуказанному адресу, №, в связи с чем для проведения государственной регистрации права необходимо уточнить адрес жилого дома в представленный на госрегистрацию документах. При обращении в <адрес> установлено, что присвоение адреса возможно после объединения земельных участков. Земельный участок № А с кадастровым номером № имеет уточненные границы, а земельный участок № - не имеет, возникла необходимость проведения геодезических кадастровых работ, которые были проведены по <данные изъяты>» по фактически сложившимся границам земельного участка (по забору), существующим на местности более № лет, для формирования межевого плана, согласно которому площадь земельного участка по Свидетельству – № кв.м., что соответствует площади по фактическому использованию земельного участка. Сформировав межевой план, заявители обратились в ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, однако ДД.ММ.ГГГГ получили решение о приостановлении осуществления учета изменений поскольку кадастровым инженером был использован план границ от ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ последовало решение об отказе в снятии приостановления по той же причине. В ходе устранения причин приостановления было установлено, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства отсутствуют карты (планы) фотопланы, материалы инвентаризации земель масштаба № и крупнее, подтверждающие местоположение границ земельного участка на местности на земельный участок № и более лет № № При этом Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризации БТИ» выдана карточка с планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года. С учетом указанных сведений был сформирован новый межевой план, однако ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета вновь принято решение о приостановлении по причине различий длин линий границ земельного участка, предоставленные в плане, имеющемся в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. В целях устранения причин приостановления государственного учета Кадастровому инженеру были даны разъяснения о предоставлении межевого плана, содержащего обоснованный раздел «Заключение кадастрового инженера, подготовленного на основании документов, подтверждающих существование земельного участка на местности № и более лет. Таким образом, заявители полагают, что предприняли все возможные меры по получению картографической основы, неоднократно предоставляли межевой план с заключением кадастрового инженера с соответствующими пояснениями, согласно которым земельный участок, о котором имеются сведения от ДД.ММ.ГГГГ года имел общую границу площадью № кв.м. в последующем был преобразован в два земельных участка № и №, что подтверждается планом границ от ДД.ММ.ГГГГ года. Полагают, что все необходимые сведения и разделы представленный межевой план содержит, иных документов картографической основы на земельные участки не существует. Иным способом во внесудебном порядке внести уточненные сведения о земельном участке не представляется возможным. Очередное приостановление кадастрового учета лишает заявителей на реализацию права на объединение земельных участков и оформление расположенных на них объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности ФИО6 на требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные описательной части решения. Дополнила, что ранее земельный участок площадью № кв.м., границы которого имеются в техническом паспорте БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в дальнейшем был преобразован в два земельных участка: № и №. При этом участок № поставлен на кадастровый учет с уточненными границами, а участок № с декларированной площадью. При нанесении фактических границ в рамках геодезических работ, было выявлено, что при уточнении границ участка № была допущена кадастровая ошибка. В целях её устранения был подготовлен межевой план, внесены изменения по координатам. При этом к межевому плану прилагался план по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, который является документов, подтверждающим преобразование ранее существующего земельного участка. В настоящее время при формировании межевого плана на участок № при их объединении площадь не изменяется и составляет № кв.м., каких-либо наложений или пересечений в случае установления границ согласно представленному межевому плану не будет. При таких обстоятельствах при наличии обоснованного заключения кадастрового инженера и предоставления документов, содержащих сведения о земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ году, дальнейшем его преобразовании в два земельных участка от ДД.ММ.ГГГГ года, полагают решение о приостановление кадастрового учета незаконным.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКР Росреестра» по <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому в представленном к межевому плану чертежу земельных участков конфигурация учитываемого земельного участка отличается от конфигурации этого объекта в плане, имеющемся в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, а именно: различны линии границ.
Допрошенный в судебном заседании кадастровый инженер ФИО8 суду пояснила, что геодезическая съемка проводилась по фактически сложившимся границам земельного участка ( по забору), существующим на местности более № лет, что исключает самозахват общего пользования. Границами земельного участка являются границы, существующие на местности № и более лет, что подтверждает план земельного участка в масштабе №, имеющийся в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год. Конфигурация земельного участка и длины линий незначительно отличаются от конфигурации, представленной в вышеуказанном плане, так как границы выведены строго по фактическому расположению жестких знаков на местности. В случае уточнения границ в соответствии с планом координат, указанных в плане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приведет к нарушению фактически установленных границ и повлечет захват земель общего пользования.
Заслушав стороны, кадастрового инженера, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Основания для уточнения границ земельный участка приведены в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с названной нормой права при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Такими документами, подготовка которых согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется кадастровым инженером, являются:
- межевой план;
- технический план;
- акт обследования.
Требования к подготовке указанных документов установлены статьями 38 - 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом частью 12 статьи 38, частью 10 статьи 41 и частью 3 статьи 42 названного Закона предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В частности, форма и требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412.
В соответствии с п. № Требований раздел "Сведения об образуемых частях земельного участка" включается в состав межевого плана, в случае если кадастровые работы выполнялись в целях образования части (частей) существующего земельного участка и при этом не осуществлялось уточнение местоположения границ земельного участка или образование земельных участков. В иных случаях сведения о частях земельных участков включаются в состав следующих разделов межевого плана: "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об измененных земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (п. 12). Если межевой план подготовлен в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, в разделах "Схема расположения земельных участков" и "Чертеж земельных участков и их частей" отображаются границы всех земельных участков, сведения ГКН о которых подлежат уточнению (п. №).
Кроме того, пунктом № тех же Требований установлено, что в раздел "Заключение кадастрового инженера" включаются:
дополнительные сведения о порядке образования многоконтурного земельного участка;
дополнительные сведения об особенностях обеспечения доступа (прохода или проезда от земельных участков (земель) общего пользования);
расчет по определению минимального размера многоконтурного земельного участка, указанного в реквизите "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", "Сведения об уточняемых земельных участках и частях";
иные сведения, содержащие дополнительное обоснование результатов выполнения кадастровых работ.Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. №1 Требований при отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Согласно п. № Требований предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизитах "4" разделов "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" и "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".
Раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка;
3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста (п. 66 названных Требований).
Документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГ N № "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-<адрес> "О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка" документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:
- из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 706 "Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд";
- из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
Согласно п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "По вопросам уточнения местоположения границ и площади земельных участков" кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Из анализа названных законоположений следует, что местоположение земельного участка определяется исключительно исходя из сведений, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии у заявителя такого документа либо отсутствия в указанном документе таких сведений представленный заявителем межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади или границ по сравнению с площадью, указанной в свидетельстве о собственности, со ссылкой на конкретные правоустанавливающие документы, свидетельствующие о предоставлении земельного участка изначально фактически в большем размере или в иных границах. Допускается использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба № и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности № и более лет. В любом случае межевой план должен исключать сомнения в самовольном захвате не принадлежащего заявителю земельного участка, а местоположение новых границ и их конфигурация не могут существенно отличаться от тех, которые отражены в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании либо, а, если указанные документы отсутствуют, - от границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Суд полагает, что представленный заявителями межевой план этим требованиям закона отвечает. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка со ссылкой на сведения, содержащиеся в свидетельстве о праве собственности на землю, а также иные предусмотренные законом документы, о которых упоминалось выше. К межевому плану приложены свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, а также сведения, подтверждающие, что ранее земельный участок был предоставлен в соответствии со Свидетельством о праве собственности на землю № №, выданном на праве пожизненного наследуемого владения на основании решения горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ года. Документ, подтверждающий местоположение границ земельного участка при его преобразовании отсутствует, что также подтверждается полученными по запросам заявителей сведениями из государственного фонда данных. Таким образом, "Заключение кадастрового инженера" содержит обоснования причин, по которым земельный участок заявителя не может быть определен в тех границах, в которых он был изначально предоставлен, а также обоснования причин, по которым конфигурация земельного участка незначительно изменилась.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем заинтересованного лица, в случае уточнения границ земельного участка на основании представленного межевого плана площадь исходного земельного участка не изменяется, каких-либо наложений и пересечений со смежными земельными участками не имеется, самозахват земель общего пользования исключается.
Проанализировав нормы действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащего заявителям по основаниям несоответствия межевого плана требованиям ч.9 ст. 38 Закона о кадастре и п.67 Требований не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Признав оспариваемое решение незаконным, суд полагает необходимым восстановить нарушенные права заявителей путем возобновления работы по заявлению о государственном кадастровом учете изменений земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №
Руководствуясь требованиями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4 в лице законного представителя матери- Меркуловой С.Е. удовлетворить.
Признать решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> незаконным.
Обязать Филиал ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Самарской области возобновить работу по заявлению об осуществлении государственного учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А.Давыдова.