Дело №2-1902/2023
УИД 73RS0013-01-2023-002420-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01.09.2023 г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Потехиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой М. М. к администрации города Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о признании решения незаконным, понуждении к постановке на учет нуждающихся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Федотова М.М. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что у нее на иждивении имеется трое несовершеннолетних детей, которых она воспитывает одна. Они проживают в съемном жилье, своего жилья не имеют, возможности его приобрести тоже нет. 06.04.2023 она обратилась в администрацию города Димитровграда с заявлением о признании ее семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением администрации города Димитровграда от 20.04.2023 ее семья признана малоимущей. 25.04.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в чем ей было отказано постановлением от 16.05.2023. Причиной отказа явилось то, что предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся. Считает, что указанным отказом нарушены права ее и ее несовершеннолетних детей. Как следует из письма ответчика ее семье отказано в постановке на учет нуждающихся из-за того, что она и ее дети не имеют места жительства в г.Димитровграде. В городе она постоянно проживает с 2014 года, при этом была зарегистрирована с 2014 в р.<адрес> у брата, а с 2023 – в г.Димитровграде у отца бывшего супруга. По приезду в 2014 она работала в магазине «<данные изъяты> в г.Димитровграде, в 2016 ушла в декрет, родила в 2017 первого ребенка, младшие дети также родились в г.Димитровграде. Все дети посещают детский сад «Алиса» г.Димитровграда. Просила признать незаконным постановление администрации города Димитровграда от 16.05.2023 №1454 об отказе в принятии семьи Федотовой М.М. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать администрацию города Димитровграда поставить ее семью на указанный учет.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве ответчика привлечено МКУ «Управление по реализации социальных программ».
В судебном заседании истец Федотова М.М. иск поддержала по доводам, изложенным в иске, просила о его удовлетворении.
Представители ответчиков администрации города Димитровграда Шулимова О.В., МКУ «Управление по реализации социальных программ» Шакин А.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, указав на законность принятого ответчиком решения, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель заявленного истцом заинтересованного лица уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области Сморода Е.В. в судебное заседание не явился, что в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, признавая право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создания условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Судом установлено, что истец Федотова М.М. приходится матерью троим несовершеннолетним детям <данные изъяты>, что подтверждено копиями свидетельств о рождении детей (л.д.13-15).
Заочным решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17.04.2023, вступившим в законную силу, удовлетворен иск Федотовой М.М. к Федотову С.А. о лишении его родительских прав в отношении детей.
Постановлением администрации города Димитровграда от 20.03.2023 (л.д.17) семья Федотовой М.М. составом из 4 человек (она и трое несовершеннолетних детей) признана малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, поскольку размер среднемесячного дохода семьи не превышает пороговое значение размера среднемесячного совокупного дохода, стоимость имущества семьи не превышает пороговое значение стоимости имущества.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Следовательно, для постановки на учет необходимо установить наличие предусмотренных законом оснований, в силу которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Постановлением администрации города Димитровграда от 16.05.2023 №1454 отказано в принятии семьи Федотовой М.М. составом из 4 человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что предоставлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.21).
В судебном заседании представители ответчика указали на то, что в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Федотовой М.М. было отказано в связи с отсутствием у нее и ее детей постоянной регистрации на территории города Димитровграда, что, по мнению стороны ответчиков, свидетельствует о том, что у истца и членов ее семьи не имеется постоянного места жительства в городе Димитровграде (л.д.68).
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Федеральным законом от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Из представленных суду свидетельств и справок следует, что Федотова М.М. с 26.01.2016 зарегистрирована в <адрес> (л.д.74).
С 09.03.2023 Федотова М.М. и ее несовершеннолетние дети временно зарегистрированы в <адрес>, на срок до 07.09.2023 (л.д.77) в квартире, принадлежащей по праву собственности ее бывшему свекру Свидетель №1
Доводы истца о том, что она с 2015 года проживает на территории города Димитровграда подтверждены показаниями свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку их показания согласуются между собой, с пояснениями истца, перед допросом свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, лицами, заинтересованными в исходе дела, указанные свидетели не являются.
Кроме того, указанные доводы истца подтверждены и представленными в дело документами: копией медицинской книжки истца, копией трудовой книжки (л.д.27), справками участкового педиатра (л.д.29), справкой, выданной <данные изъяты>», который посещают ее дети (л.д.28), характеристиками из указанного дошкольного учреждения. Из представленных суду копий о рождении детей (л.д.13-15) следует, что все трое детей рождены истицей в г.Димитровграде Ульяновской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что сведения о факте постоянного проживания Федотовой М.М. с малолетними детьми на территории <адрес> на протяжении более 8 лет являются подтвержденными соответствующими доказательствами, представленными суду.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Между тем, суд не находит оснований для признания незаконным Постановления администрации г.Димитровграда от 16.05.2023 №1454 об отказе в принятии семьи Федотовой М.М. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку на момент рассмотрения указанным органом вопроса о постановке семьи на учет сведения о постоянном проживании Федотовой М.М. и членов ее семьи на территории города Димитровграда у ответчиков отсутствовали. Указанное обстоятельство установлено судом только при рассмотрении настоящего гражданского дела.
С учетом изложенного, в удовлетворении указанных исковых требованиях Федотовой М.М. надлежит отказать.
МКУ «Управление по реализации социальных программ» осуществляет деятельность по уходу с обеспечением проживания, учредителем учреждения является администрация г.Димитровграда.
Согласно Уставу МКУ «Управление по реализации социальных программ» - некоммерческая организация, созданная в целях организации и осуществления мероприятий, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан г.Димитровграда, реализации программ по обеспечению жильем и (или) улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан г.Димитровграда. Целями деятельности учреждения являются в том числе, выполнение мероприятий по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Учитывая изложенное, учитывая то обстоятельство, что судом установлен факт постоянного проживания Федотовой М.М. с малолетними детьми на территории города Димитровграда, надлежит обязать МКУ «Управление по реализации социальных программ» поставить истицу с составом семьи 4 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании поданного ею заявления от 25.04.2023.
В удовлетворении исковых требований Федотовой М.М. в указанной части к администрации г.Димитровграда надлежит отказать по вышеуказанным основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Федотовой М.М. удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» поставить Федотову М. М. с несовершеннолетними детьми <данные изъяты>, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления от 25.04.2023.
В удовлетворении иска Федотовой М.М. к администрации города Димитровграда о признании решения незаконным, понуждении к постановке на учет нуждающихся в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 08.09.2023.
Председательствующий судья О.П. Кочергаева