2а-767/2021
№ 70RS0004-01-2020-007792-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2021 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Глинской Я.В.,
при секретаре Тимофеевой О.С.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Советского района г. Томска Заволокиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное исковое заявление прокурора Советского района г. Томска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил о признании информации, размещенной на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявления прокурор указал, что прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет-ресурсов. В ходе проверки установлено, что на страницах сайтов ... размещена информация о стоимости и способах приобретения устройств (магнитов), позволяющих незаконным образом экономить потребление бытовой энергии. Таким образом, обеспечивается открытый доступ к указанному Интернет-сайту, деятельность которого, в свою очередь, осуществляется с нарушением Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Томска требования административного иска поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (Управление Роскомнадзора по Томской области), надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило пояснения на исковое заявление, в которых информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети интернет по указанному адресу может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Советского района г. Томска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что помощником прокурора Советского района г. Томска 12.12.2020 проведена проверка в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и Интернет-ресурсов.
Проверка проведена в служебном помещении, расположенном по адресу: г.Томск, ул.Белинского, 14, каб. 220 с использованием служебного компьютера марки Samsung, подключенного к сети Интернет, поиск интернет ресурсов осуществляется с помощью браузера: «Google Chrome», который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке был введен адрес поискового ресурса «Google», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «купить онлайн магниты для остановки прибора учета коммунальных услуг», отобразился список адресов и ссылок (Интернет-сайтов).
Любой пользователь может свободно войти на данные сайты, без предварительной регистрации, без указания возраста, с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения адреса соответствующих Интернет страниц в адресную строку браузера получить доступ к вышеуказанным Интернет ресурсам и их содержанию.
Установлено, что на страницах сайтов – ... размещена статья, содержащая информацию о стоимости и способах приобретения магнитов, позволяющих при использовании счетчика коммунальных услуг останавливать его показания в целях избегания платы за использование коммунального ресурса.
Об указанных обстоятельствах помощником прокурора Советского района г. Томска Еловиковой М.И. составлен акт проверки от 12.12.2020 с приложением скриншотов страниц с указанного Интернет-сайта.
Повторной проверкой, проведенной 17.01.2021 помощником прокурора г. Томска Еловиковой М.И., установлено, что по состоянию на 17.01.2021 Интернет-сайты: ... функционируют.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, приведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом, на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 29.06.2020), определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (п.п.«г», п.34 Правил).
Согласно п.п.«г», п.35 Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указных приборов учета.
В силу ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы - гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием.
За мелкое хищение чужого имущества статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Частью 1 статьи 165 УК РФ установлена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В силу частей1,5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача Информации посредством использования информационно-телекоммуникационной сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, содержат информацию о способах остановки счетчика электроэнергии, воды в целях незаконного снижения размеров платы за коммунальные услуги ЖКХ, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений и способствуют их совершению, в связи с чем, в целях восстановления прав граждан и во исполнение действующего законодательства, указанная выше информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п.п.2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (ред. от 16.05.2020), создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В силу п.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 (ред. от 16.05.2020), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
На территории Томской области соответствующие функции выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-сайтам – ... содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Принимая во внимание, что прокурором Советского района г. Томска заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанных Интернет-сайтах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете указанных Интернет-сайтов как таковых или о запрете использования сайта, удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администратора этого сайта, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).
Согласно данным УМВД России по Томской области от 15.01.2021, Интернет-сайт ... имеет IP-адрес 104.21.71.72 и располагается на площадке хостинг-провайдера «Cloudflare, Inc.» в США. Доменное имя ... зарегистрировано 28.08.2020 регистратором доменных имен ООО «Регистртор доменных имен РЕГ.РУ».
Интернет-сайт ... имеет IP-адрес 104.21.30.150 и располагается на площадке хостинг-провайдера «Cloudflare, Inc.» в США. Доменное имя ... зарегистрировано 05.11.2020 регистратором доменных имен ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ».
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванном Интернет-сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информациио покупке и установке магнитов, позволяющим незаконным образом экономить потребление бытовой энергии и как следствие не полной оплате коммунальных услуг на Интернет-сайтах – ... нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а потому требование прокурора Советского района г. Томска обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Советского района г. Томска о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах – ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья