Решение по делу № 2-578/2015 ~ М-571/2015 от 24.08.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                                                                                             09 сентября 2015 г.

          Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Вагановой Е.С. единолично, при секретаре Добрыниной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антон Т.В. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» сельское поселение об оспаривании бездействия Прибайкальской районной администрации РБ, обязании принятия решения об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, путём выкупа,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд Антон Т.В. указала, что она является собственницей квартиры <адрес> и земельного участка под ней. В соответствии с актом обследования жилого дома и заключением межведомственной комиссии указанный жилой дом был признан аварийным и непригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МО «<данные изъяты>» сельское поселение с требованием о выдаче решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, однако до настоящего времени ответа не получила. Также она неоднократно обращалась в Прибайкальскую районную администрацию которая также бездействовала. Вместе с тем, проживание в аварийном доме невозможно, т.к. создается угроза жизни и здоровью В этой связи просит признать незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ незаконным; обязать администрацию МО «<данные изъяты>» сельское поселение устранить нарушение ее прав, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии жилого дома путем выкупа у собственника.

В судебном заседании заявитель Антон Т.В. заявленные требования поддержала, дав суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Дополнила, что распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ она не получала, также без ответа был оставлен ее запрос от ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на установленный в распоряжении срок сноса аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ она требует, чтобы процедура изъятия и выкупа земельного участка была начата сейчас, поскольку она намерена выехать на постоянное место жительства за пределы <адрес>.

Представитель администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение – глава И.В.К., действующая в силу должностных полномочий, пояснила, что после составления акта обследования жилого дома в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение о признании дома непригодным для проживания; собственникам было рекомендовано произвести снос аварийного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку на момент издания распоряжения и на момент поступления запроса Антон Т.В. обязанности главы исполняла А.С.В. ей неизвестен порядок направления распоряжения заявительнице и порядок исполнения ее запроса. Также дополнила, что в бюджете сельского поселения отсутствуют денежные средства для выкупа у собственников земельных участков в настоящее

время, отсутствует и нуждаемость муниципалитета в данных земельных участков. Полагала, что поскольку срок для добровольного исполнения обязанности по сносу для собственников не истек, то отсутствуют основания для возложения на них обязанности по изъятию и выкупу земельного участка.

Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 46 (часть 1) Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом в силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Установлено, что Антон Т.В. является собственницей квартиры <адрес> и земельного участка под ней.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной на основании постановления главы администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение произведено обследование жилого дома и согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ постановлено признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным.

В соответствии с распоряжением МО «<данные изъяты>» сельское поселение жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания; собственникам двухквартирного дома рекомендовано произвести снос аварийного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В силу положений ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшимрешение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.

Как следует из представленных материалов, дом, собственником жилого помещения в котором является Антон Т.В., в установленном в законе порядке был признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения; создание условий для жилищного строительства, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения закреплены в Уставе МО «Татауровское» сельское поселение.

В силу пп.1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом установление срока для сноса дома, признанного аварийным, само по себе имеет целью последующее предоставление гражданам, проживающим в таком доме, либо других благоустроенных помещений, либо выкупной стоимости помещений, находящихся в собственности. Указанное решение направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище как лиц, занимающих в данном многоквартирном жилом доме помещения на основании договора социального найма, так и собственников жилых помещений.

Указанные положения закона выполнены администрацией МО «<данные изъяты>» сельское поселение посредством принятия распоряжения о сносе дома.

То есть, орган местного самоуправления исполнил возложенные на него законом обязанность в данной части.

Вместе с тем, до настоящего времени собственникам жилых помещений в данном доме требования о его сносе, как это предусматривают положения ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, предъявлены не были и каких-либо действий, свидетельствующих о принятии необходимых мер по сносу дома, заинтересованным лицом не производилось. Доказательств обратного в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение не представлено.

Таким образом, бездействие администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение по несоблюдению процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, является незаконным и существенно нарушает конституционное право заявителя на жилище.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В целях восстановления нарушенного права заявителя суд полагает необходимым возложить на администрацию МО «<данные изъяты>» сельское поселение с учетом разумности срока исполнения решения в течение десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда предъявить к заявителю, как собственнику жилого помещения в доме <адрес> требование о его сносе.

Таким образом, заявление Антон Т.В. в данной части подлежит частичному удовлетворению.

При разрешении требования о возложении обязанности на администрацию МО «<данные изъяты>» сельское поселение принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, в случае если собственники не осуществляют в установленный срок реконструкцию или снос аварийного дома, суд исходит из следующего.

Из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей предварительную процедуру выкупа жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, следует, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, принимается только в случае, если собственники не осуществляют в установленный срок реконструкцию или снос аварийного дома.

Как установлено в судебном заседании требование о сносе дома в установленный срок собственникам дома не направлялось, поэтому возложение обязанности о принятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен данный аварийный дом, является преждевременным.

При таких обстоятельствах, поскольку предварительная процедура, предшествующая разрешению вопроса об изъятии у собственника путем выкупа жилого помещения не пройдена, требование о сносе дома в установленный срок собственникам не предъявлено, то оснований для удовлетворения требования об обязании органа местного самоуправления принять решение об изъятии соответствующего земельного участка, не имеется.

В удовлетворении заявления Антон Т.В. в указанной части следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Антон Т.В. об оспаривании бездействия администрации МО <данные изъяты>» сельское поселение удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение, выразившееся в не направлении собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома <адрес>.

Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» сельское поселение течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу предъявить Антон Т.В. требование о сносе дома <адрес>.

В удовлетворении требования об обязании администрации МО «<данные изъяты>» сельское поселение принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом путем выкупа, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                Судья                                                                                                          Е.С.Ваганова

2-578/2015 ~ М-571/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Антон Татьяна Венедиктовна
Другие
Администрация МО "Татауровское" сельское поселение
Иванова Валентина Константиновна
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Ваганова Е.С.
Дело на странице суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
24.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2015Передача материалов судье
25.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2015Подготовка дела (собеседование)
31.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2015Предварительное судебное заседание
09.09.2015Судебное заседание
09.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2015Дело оформлено
17.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее