2-1319/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Горбачевой Т.Н., при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Истратова Александра Николаевича к Департаменту здравоохранения Орловской области, Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд в интересах Истратова А.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Истратова А.Н. по вопросу надлежащего обеспечения лекарственным препаратом.
В ходе проверки прокурором установлено, что Истратов А.Н. состоит на диспансерном учете в БУЗ Орловской области «Поликлиника №1» <данные изъяты>
14.02.2019 ему по жизненным показаниям врачами ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России назначена терапия лекарственным препаратом <данные изъяты> ежедневно, курсом. 16 марта 2021 г. врачом -гемологом БУЗ Орловской области «Поликлиника №2» истцу также рекомендован указанный лекарственный препарат.
Истратов А.Н. включен в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
Также прокурором установлено, что в настоящее время истец не обеспечен в полном объеме необходимым ему лекарственным препаратом. За март и апрель 2021 г. лекарственный препарат истцом не получен, что пагубно сказывается на состоянии его здоровья.
В связи с чем считает, что ввиду бездействия органа государственной власти Орловской области Истратов А.Н. фактически лишен возможности пользоваться предоставленным ему правом на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
По мнению прокурора, указанные обстоятельства создают условия реальной угрозы его жизни и здоровья, нарушают конституционные права истца на охрану здоровья.
Истратов А.Н. испытывал нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свою жизнь и здоровье, что, по мнению прокурора, влечет право на компенсацию морального вреда.
На основании изложенного просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечить Истратова А.Н. лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Истратова А.Н. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, обратить решение к немедленному исполнению.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Орловская область в лице Департамента здравоохранения Орловской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Воробьева Ю.В. поддержала исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении, просила суд в случае удовлетворения исковых требований обратить решение к немедленному исполнению в части возложения обязанности по обеспечению лекарственным препаратом истца.
Истец Истратов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области Пензева М.И. не признали исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Истратова А.Н. не признала. Пояснила, что право истца на бесплатное льготное обеспечение не оспаривает. В настоящее время один из выписанных рецептов на спорное лекарственное средство находится на отсроченном обеспечении, в связи с тем, что проводимая закупка лекарственного препарата не состоялась из за отсутствия заявок поставщиков. В данный момент проводится повторная закупка. Так же указала, что Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет полномочия в пределах тех средств, которые выделяет Российская Федерация, исходя из норматива финансовых затрат на одного человека в размере 886, 40 рублей в месяц, что не позволяет в полной мере обеспечивать граждан в соответствии с медицинскими показаниями, с учетом стоимости необходимого истцу лекарственного средства примерно в 500000 рублей. Также полагает, что истцом не представлены доказательства ухудшения состояния здоровья Истратова А.Н. в связи с несвоевременным его обеспечением лекарственным препаратом.
Представитель третьего лица БУЗ Орловской области «Поликлиника №1» Кладова А.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора.
Представитель третьего лица ТУП Орловской области «Орелфармация» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Истратова А.Н. по следующим основаниям.
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарнопротивоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу положений статьи 10 данного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018 г. № 1506 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в разделе III которой предусмотрено, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при новообразованиях.
Аналогичные положения закреплены Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 г. №1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890).
Так, в разделах Перечня № 890 «Категории заболеваний» названы «онкологические заболевания», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано - «все лекарственные средства».
Кроме того, в соответствий со статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (далее: Федеральный закон № 178-ФЗ)
предусмотрена возможность предоставления категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
При этом, исходя из положений статей 6.1, 6.2 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть Департаменту здравоохранения Орловской области.
Как предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 5.7 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399, к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относится организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50- процентной скидкой.
Из материалов дела следует, что Истратов А.Н. является инвалидом второй группы инвалидности, с 2017 г. страдает <данные изъяты>
14 февраля 2019 г. истец был проконсультирован врачами ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России. Согласно заключению данного учреждения здравоохранения от 14.02.2019 у Истратова А.Н. проявляется прогрессирование заболевания, учитывая непрерывно рецидивирующее течение и быстрое прогрессирование заболевания, по жизненных показаниям необходима терапия лекарственным препаратом <данные изъяты> 420 мг, ежедневно, 1-28 дни, курс возобновляется на 29 день.
Аналогичные рекомендации даны истцу врачом геммологом БУЗ Орловской области «Поликлиника №2»
22 марта 2021 г. врачом БУЗ Орловской области «Поликлиника №1» истцу выписан рецепт №*** на бесплатное получение указанного лекарственного препарата.
В соответствии с ответом БУЗ Орловской области «Поликлиника №1» от 09 апреля 2021 г. истец состоит в регистре лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача. При этом Истратов А.Н. не обеспечен лекарственным препаратом «Имбрутиниб» по рецепту от 22 марта 2021 г.
При этом БУЗ Орловской области «Поликлиника №1» направлялась в Департамент здравоохранения Орловской области информация о потребности истца в указанном лекарственном препарате.
Поскольку истцу в марте 2021 г. не был предоставлен жизненно необходимый лекарственный препарат, данный препарат закуплен ответчиком в объеме, не отвечающей потребности истца, при этом принимая во внимание, что Истратов А.Н., страдающая онкологическим заболеванием и являющаяся инвалидом второй группы инвалидности, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить Истратова А.Н. лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.
При этом, доводы представителя ответчика об отсутствии достаточного финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнении.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, связанные с необходимостью фактически ежедневного принятия истцом жизненно важного лекарственного препарата, назначенного ей на основании заключения врачебной комиссии, установившей прогрессирование опухолевого процесса, суд считает необходимым обратить решение в данной части к немедленному исполнению.
Суд также приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).
Законодатель, закрепив в статье 151 ГК РФ общие правила компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении случаев, когда допускается такая компенсация. При этом согласно пункту 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с этим кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
При этом, к основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медикосоциальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие у Истратова А.Н. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и неполучение в установленный законом срок необходимых ему лекарственных препаратов, особенности течения и тяжесть заболевания, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части взыскания компенсации морального вреда в пользу Истратова А.И.
При этом суд учитывает и показания свидетеля заведующей терапевтическим отделением БУЗ Орловской области «Поликлиника №1» Чвикаловой Ю.В., которая пояснила, что Истратов А.И. не обеспечен спорным лекарственным препаратом с марта 2021 г., иных препаратов не принимал. Полагает, что не предоставление лекарственного препарата «Имбрутиниб» привело к ухудшению его состояния, поскольку у истца появились сильные боли, в связи с чем ему назначены обезболивающие препараты. Ранее обезболивающее средства он не принимал.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных указанному истцу физических и нравственных страданий, требования разумности, справедливости, степень вины ответчика, с учетом требований статьи 1101 ГК РФ и полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Исходя из анализа статей 1069, 1070, 1071 ГК РФ, статьи 158 БК РФ компенсация морального вреда подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации Орловской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области.
В связи с этим компенсация морального вреда в пользу Истратова А.Н. подлежит взысканию с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах Истратова А.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Истратова А.Н. бесплатно лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до его отмены лечащим врачом.
Решение суда в этой части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу Истратова А.Н. в счет возмещения компенсации морального вреда 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 19 мая 2021 г.
Т.Н. Горбачева
Председательствующий