Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-232/2012 ~ М-236/2012 от 30.05.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2012 года с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бачеровой Т.В.,

с участием:

представителя истца - помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора – Ламбанина А.Н.,

представителя ответчика – сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Гаврилина С.А.,

при секретаре Гребешковой Л.Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-232/2012 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области о возложении обязанности вывезти твердые бытовые отходы и мусор,

У С Т А Н О В И Л:

    Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области о возложении обязанности вывезти твердые бытовые отходы и мусор по тем основаниям, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области.

Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированного Устава.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий
должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов,
скапливающихся на территории населенного пункта.

При этом, согласно ст.2 данных правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъездными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объём мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Согласно подп. А п.1 ст. 2 Закона Самарской области от 6 апреля 2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органам местного самоуправления наделены полномочиями по государственному надзору в области обращения с отходами.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении перечисленных выше требований в сфере обращения с отходами, в результате чего на территории сельского поселения Кировский имеются земельные участки, незаконно занятые отходами производства и потребления.

Так, на момент проверки на территории сельского поселения Кировский выявлены следующие места несанкционированного размещения отходов на почве:

- в 150 м. от кладбища в <адрес> имеется несанкционированная свалка, площадью около 1000 метров квадратных;

- в <адрес>, в северной части села, в 100 м. от силосной ямы имеется несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов и мусора, площадью 200 квадратных метров.

На вышеупомянутых земельных участках складируются не только бытовые отходы, но и другие виды отходов различного класса опасности: строительный мусор, картонные коробки, спиленные деревья и кустарники, навоз, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д.

В нарушение требований федерального законодательства на территории сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области не организована планово-регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории населённого пункта.

    В силу требований ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор просит суд обязать администрацию сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения Кировский: - в <адрес>, в 150 метрах от кладбища; - в <адрес>, в северной части села, в 100 м. от силосной ямы.

    В судебном заседании представитель истца - помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора – Ламбанин А.Н. уточнил исковые требования - просит суд: обязать администрацию сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения Кировский: - в <адрес>, в 150 метрах от кладбища; - в <адрес>, в северной части села, в 100 м. от силосной ямы – путем организации вывоза мусора и бытовых отходов с данных свалок.

Представитель ответчика – Гаврилин С.А. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что исковые требования не основаны на полномочиях, которыми наделено сельское поселение. Подтвердил, что данные свалки расположены в границах поселения. Данная свалка образовалась давно и ее ликвидация не связана с их полномочиями.

    Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.     Судом установлено, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области.

Материалы прокурорской проверки свидетельствуют о нарушении требований в сфере обращения с отходами, в результате чего на территории сельского поселения Кировский имеются земельные участки, незаконно занятые отходами производства и потребления.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно ст.2 данных правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъездными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объём мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).

В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения.

Согласно подп. А п.1 ст. 2 Закона Самарской области от 6 апреля 2010 г. № 36-ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды» органам местного самоуправления наделены полномочиями по государственному надзору в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации: о её состоянии и право на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

В силу требований ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

На основании норм Закона Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления.

В силу требований ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью.

Согласно ст. 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

    Как следует из материалов дела, сельским поселением Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области нарушены требования законодательства в сфере обращения с отходами, а именно: на территории сельского поселения Кировский имеются земельные участки, незаконно занятые отходами производства и потребления. На территории сельского поселения Кировский выявлены следующие места несанкционированного размещения отходов на почве: - в 150 м. от кладбища в <адрес> имеется несанкционированная свалка, площадью около 1000 метров квадратных; - в <адрес>, в северной части села, в 100 м. от силосной ямы имеется несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов и мусора, площадью 200 квадратных метров. На данных земельных участках складируются не только бытовые отходы, но и другие виды отходов различного класса опасности: строительный мусор, картонные коробки, спиленные деревья и кустарники, навоз, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д. Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства на территории сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области не организована планово-регулярная система очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории населённого пункта. Учитывая, что в результате бездействия ответчика ухудшается состояние
земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для
нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального
образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения Кировский: - в <адрес>, в 150 метрах от кладбища; - в <адрес>, в северной части села, в 100 м. от силосной ямы – путем организации вывоза мусора и бытовых отходов с данных свалок.

    На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 13, 67, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить:

    Обязать администрацию сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения Кировский: - в <адрес>, в 150 метрах от кладбища; - в <адрес>, в северной части села, в 100 м. от силосной ямы – путем организации вывоза мусора и бытовых отходов с данных свалок.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 31 июля 2012 года.

    

Судья

Красноармейского районного суда

Самарской области                              Бачерова Т.В.

2-232/2012 ~ М-236/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский мерайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация сельского поселения Кировский
Суд
Красноармейский районный суд Самарской области
Судья
Бачерова Т. В.
Дело на странице суда
krasnoarmeisky--sam.sudrf.ru
30.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2012Передача материалов судье
31.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2012Судебное заседание
23.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2012Дело оформлено
25.08.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее