Дело № 2-416/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2015 года Дивногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
с участием представителя заявителя |
Иватова В.Н., |
помощника прокурора <адрес> |
Че М.А., |
при секретаре |
Паршиной Н.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «Дивногорские тепловые сети» о признании незаконными действий прокурора <адрес>,
Установил:
ОАО «Дивногорские тепловые сети» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным действия прокурора <адрес> по истребованию документов, согласно запросу прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№
Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес конкурсного управляющего ОАО «Дивногорские тепловые сети» поступил запрос, в котором прокуратура <адрес> требовала предоставить следующую информацию:
- всю документацию, представленную ОАО «ДТС» в обоснование тарифа, на основании которой РЭК края включена сумма <данные изъяты> в тариф на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, договоры, заключенные ОАО «ДТС» с контрагентами, изменения и дополнения к договорам и актам выполненных работ;
- копию штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ;
- сообщить, какими должностными лицами осуществляется приемка выполненных работ по ремонту оборудования тепловых сетей, мониторинг тепловых сетей, подлежащих ремонту;
- сообщить, в чьи обязанности входит составление соответствующих договоров, участие в судебных заседаниях;
- всю документацию, представленную ОАО «ДТС» в обоснование тарифа, на основании которой РЭК края включена сумма тарифа на ДД.ММ.ГГГГ АО статье «оплата труда, отчисления на социальные нужды» в размере <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Данный запрос, по мнению заявителя, вынесен с нарушением полномочий, возложенных на прокуратуру Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а именно п. 2 ст. 21 и ст. 22 возлагает на ОАО «Дивногорские тепловые сети» дополнительную обязанность по предоставлению документов. Так, в нарушение Закона о прокуратуре в Российской Федерации, запрос прокуратуры <адрес> не содержит сведений об основаниях проведения проверки, свидетельствующих о наличии в деятельности ОАО «Дивногорские тепловые сети» признаков нарушения законов, а также содержит запрос сведений и информации, раскрытых ОАО «Дивногорские тепловые сети» в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ либо имеющихся у других государственных органов.
Представитель ОАО «Дивногорские тепловые сети» Иватов В.Н. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и показал, что прокурор имел возможность запросить испрашиваемую информацию в РЭК либо в архиве. Часть запрошенной информации раскрыта в сети Интернет на сайте РЭК и на других информационных сайтах.
Помощник прокурора Че М.А. в судебном заседании требования представителя ОАО «Дивногорские тепловые сети» не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, имеющихся в материалах гражданского дела, пояснила, что деятельность РЭК также входит в объем проверки, которая выполнялась по заданию краевой прокуратуры. Информация, содержащаяся в сети Интернет, не размещена в том объеме, который необходим для проверки.
Суд, выслушав представителя ОАО «Дивногорские тепловые сети» Иватова В.Н., помощника прокурора Че М.А., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В абз. 5 п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение о том, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить должностных лиц органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).
Как установлено судом, прокурором Дивногорска ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос с исходящим номером № конкурсному управляющему ОАО «Дивногорские тепловые сети» ФИО4 о предоставлении следующей информации:
- всю документацию, представленную ОАО «ДТС» в обоснование тарифа, на основании которой РЭК края включена сумма <данные изъяты> рубля в тариф на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, договоры, заключенные ОАО «ДТС» с контрагентами, изменения и дополнения к договорам и актам выполненных работ;
- копию штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ; сообщить какими должностными лицами осуществляется приемка выполненных работ по ремонту оборудования тепловых сетей, мониторинг тепловых сетей, подлежащих ремонту; сообщить, в чьи обязанности входит составление соответствующих договоров, участие в судебных заседаниях;
- всю документацию, представленную ОАО «ДТС» в обоснование тарифа, на основании которой РЭК края включена сумма тарифа на ДД.ММ.ГГГГ АО статье «оплата труда, отчисления на социальные нужды» в размере <данные изъяты> и <данные изъяты>.
При этом в запросе была разъяснена ст. 6 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», согласно которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий подлежат безусловному исполнению.
Основанием для направления в адрес ОАО «Дивногорские тепловые сети» соответствующего запроса послужило задание прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверок исполнения законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Целью проверки является выявление и пресечение правонарушений деятельности указанных организаций.
Предметом проверки в отношении ОАО «Дивногорские тепловые сети» является анализ затрат, учтенных при формировании тарифов, в том числе установления, связаны ли такие затраты с процессом производства и реализации ресурсов, являются ли они экономически обоснованными, не имелось ли злоупотреблений при заключении контрактов, повлекших завышение цен и, как следствие, себестоимости коммунального ресурса, а также проверка фактического несения расходов на заявленные цели, в том числе проверка исполнения затратной части производственных и инвестиционных программ.
Кроме этого, в рамках задания прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города инициирована проверка законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги, в том числе в отношении ОАО «Дивногорские тепловые сети».
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно пункту 2 статьи 21 указанного закона, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащего основанием для принятия мер прокурорского реагирования, информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке обращения граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях, что следует из приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод, человека и гражданина». Согласно пункта 6 названного приказа, органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущении правонарушений, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только связи с конкретными обращениями и, соответственно, не исключается возможность проведения прокурорских проверок в инициативном порядке.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Таким образом, закон обязывает прокурора не только рассматривать, проводить проверку жалобы, заявления и иных сообщений о нарушении прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с п. 9 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, орган регулирования исключает из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов), полученных в предыдущий период регулирования экономически необоснованных доходов регулируемых организаций.
В ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проводилась проверка исполнения законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги в отношении ОАО «Дивногорские тепловые сети». В ходе проверки установлено, что приказом Региональной энергетической комиссии <адрес> ОАО «Дивногорские тепловые сети» утверждены тарифы на тепловую энергию.
В ходе проверки в ОАО «Дивногорские тепловые сети» выявлены факты экономически необоснованных расходов, включенных при установлении соответствующих тарифов. Установлено, что общая сумма фактически непонесенных затрат предприятием по итогам ДД.ММ.ГГГГ составила свыше <данные изъяты> рублей.
По результатам проверки прокуратурой города в Региональную экономическую комиссию <адрес> направлена информация для исключения экономически необоснованных доходов предприятия от поставок тепловой энергии населению при установлении тарифов на очередной финансовый год.
В связи с тем, что ОАО «Дивногорские тепловые сети» относится к организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, при наличии ранее выявленных фактов необоснованно полученных доходов при установлении тарифа на 2013 год, прокуратурой <адрес>, во исполнение Указания прокурора края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении надзора за соблюдением законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги», проведена проверка исполнения законодательства о ценообразовании на коммунальные услуги в отношении ОАО «Дивногорские тепловые сети».
Анализируя обжалуемый запрос, суд считает, что оснований для признания его незаконным нет.
Не может быть принят во внимание довод представителя заявителя о том, что запрос прокуратуры содержит сведения и информацию, раскрытую ОАО «Дивногорские тепловые сети» в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в силу следующего.
Пункт 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию регулируемой организацией, в том числе, о регулируемой организации (обща информация); о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации; о инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Сведения, запрашиваемые прокуратурой в рамках проводимой проверки, не подлежат обязательному раскрытию регулируемой организацией ОАО «Дивногорские тепловые сети», в связи с чем не могли быть получены в свободном доступе.
Копия штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ, информация о должностных лицах, осуществляющих прием выполненных работ по ремонту оборудования тепловых сетей, мониторинг тепловых сетей, подлежащих ремонту, а также информация об обязанностях лиц по составлению договоров, участию в судебных заседаниях, не могла быть запрошена, по мнению суда, у других органов и организаций.
Более того, при размещении запрашиваемой информации на информационных порталах сети Интернет ОАО «Дивногорские тепловые сети» имело возможность указать место их размещения в ответе не запрос.
Запрашиваемые документы относились исключительно к предмету проверки (соблюдение требований законодательства о ценообразовании) и не выходили за ее пределы.
С учетом изложенного, суд полагает, что требование прокурора о представлении руководителем организации относящихся к существу прокурорской проверки конкретных документов и материалов являлось правомерным, так как такие документы и материалы не могут быть получены из открытых источников и не передавались ранее в рамках данной прокурорской проверки. Оснований для удовлетворения заявления нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления ОАО «Дивногорские тепловые сети» о признании незаконным действия прокурора <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 1 (одного) месяца в <адрес>вой суд со дня его принятия через Дивногорский городской суд.
Судья /Мальченко А.А./
Согласовано____________________________ А.А. Мальченко