Дело № 2-96/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 10 января 2013 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чепурного А.А.,
при секретаре Первухиной Л.А.,
с участием:
представителя истца Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Елагиной Ю.С.,
представителя МУП «Родник» исполняющего обязанности директора Таныгина В.Н. действующего на основании устава и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Беликовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны водных объектов и получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю обратилось в Шпаковский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны водных объектов, получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и обязании МУП «Родник» довести решение суда до сведения жителей ст. Темнолесская через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю по доверенности Елагина Ю.С. заявленные исковые требования поддержала и пояснила суду, что согласно ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи, наделены полномочиями, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В отношении муниципального унитарного предприятия Темнолесского сельсовета «Родник» (далее - МУП «Родник») юридический адрес: <адрес>; фактический адрес: <адрес> на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № проводились плановые контрольно-надзорные мероприятия (далее - КНМ).
В рамках КНМ были отобраны пробы воды на соответствие СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требованиям к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Согласно полученному в ходе проведения плановых КНМ, протоколу лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СК», обнаружено, что вода из родника «Банный» не отвечает требованиям по микробиологическим показателям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требованиям к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана - источников» (обнаружено наличие ОКБ, ТКБ, при нормативе «отсутствие»), что является нарушением ст. 19 Федерального Закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, а также п. 4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Также, на водопроводных разводящих сетях за 2011 год было зарегистрировано на подводящем водопроводе к ст. Темнолесская, 2 аварийные ситуации (порывы), которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды подаваемой населению. С 2011 года МУП «Родник» производственный контроль качества питьевой воды не осуществлял, в соответствии с рабочей программой пробы питьевой воды не отбирались, договор с аккредитованной лабораторий не был представлен. За указанные нарушения в отношении директора МУП «Родник» был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил №, в котором предписывалось, в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить на водные объекты пяти каптированных родников №№ № расположенные в 4 км. на север от ст. Темнолесская, в южной части Шпаковского района и каптированного родника № «Банный», расположенного на территории Шпаковского района, юго-западнее х. Липовчанский санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, а также в выше указанный срок разработать проекты зон санитарной охраны водных источников пяти каптированных родников №№ № расположенные в 4 км. на север от ст. Темнолесская, в южной части Шпаковского района и каптированного родника № «Банный». Согласно письму директора МУП «Родник» вх. № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой продлить срок выполнения предписания №, срок выполнения предписания № был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Устава МУП «Родник», учредителем и вышестоящим органом, данного предприятия является администрация Темнолесского сельского совета, а также имущество МУП «Родник» находится в муниципальной собственности. В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими санитарными правилами и нормами.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ исх. № ТО Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе направлено информационное письмо главе администрации МО Темнолесского сельсовета с указанием выявленных правонарушений и просьбой разработать мероприятия по их устранению, а также предусмотреть выделение средств для разработки проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе, проведена внеплановая/документарная проверка в отношении МУП «Родник» с целью проверки ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе КНМ было установлено, что выявленные ранее нарушения устранены частично. Проект зон санитарной охраны водных объектов на момент КНМ не был разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам отсутствовало. По итогам контрольно-надзорный мероприятий МУП «Родник» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3. и ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ. Протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ направлен в Шпаковский районный суд Ставропольского края для принятия решения в пределах компетенции. Постановлением Шпаковского районного суда Ставропольского края директор МУП «Родник» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ выдано повторное предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил № с указанием устранить нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая/документарная проверка в отношении МУП «Родник» с целью проверки выданного ранее предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе КНМ установлено, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено, а именно: не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования данных объектов, которые используются для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения ст. Темнолесской и х. Липовчанский. А также не разработаны проекты зон санитарной охраны водных объектов (пяти каптированных родников №№ № и каптированного родника «№ «Банного», что является нарушением ст. 11, ст. 18 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1011-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
По результатам КНМ МУП «Родник» привлечено к административной ответственности.
Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ направлен к мировому судье Шпаковского района Ставропольского края для принятия решения в пределах компетенции.
ДД.ММ.ГГГГ направленно информационное письмо главе администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о предусмотрении выделения денежных средств для разработки проекта зон санитарной охраны объектов-источников водоснабжения, а также получения заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № 1
Шпаковского района Ставропольского края юридическое лицо МУП «Родник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
Согласно п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в которую включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий ЗСО и предупреждение загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий поясов ЗСО. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правшам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Основной целью создания и обеспечения режима зон санитарной защиты является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены от распространения инфекционных заболеваний среди населения передающихся водным путем.
Отсутствие проекта зон санитарной охраны не позволяет эксплуатирующей организации правильно организовать режим хозяйствования источников водоснабжения, и может привести к загрязнению водоносного горизонта в связи с неправильным использованием территорий в районе ЗСО, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
Также в соответствии с Уставом МУП «Родник» администрация муниципального образования Темнолесского сельсовета является учредителем и вышестоящим органом, имущество МУП «Родник» находится в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 8 ст. 14, п. 7 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на местное самоуправление возложено решение вопросов местного значения, связанных с предупреждением последствий чрезвычайных ситуаций.
На основании ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно п. «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Представитель истца полагает целесообразным возложить на администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края солидарную ответственность по своевременному финансированию указанных мероприятий.
Основанием для предъявления иска территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в Шпаковском районе в порядке ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах жителей ст. Темнолесской, является то, что при разработке зон санитарной охраны, будет устранен фактор риска негативного воздействия недоброкачественной воды на здоровье населения.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящий момент МУП «Родник» так и не разработало проект зон санитарной охраны водных объектов. Отсутствие проекта ЗСО может привести к ухудшению качества питьевой воды и возникновению массовых инфекционных заболеваний, и является нарушением ст. 11,18 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п. 1.1., п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
На основании изложенного, просит обязать МУП «Родник» и администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зон санитарной охраны водных объектов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и обязать МУП «Родник» довести решение суда до сведения жителей ст. Темнолесская через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Родник» исполняющий обязанности директора Таныгин В.Н. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю об обязании МУП «Родник» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зон санитарной охраны водных объектов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам, а также довести решение суда до сведения жителей ст. Темнолесская через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу признал в полном объеме, просил суд принять признание иска, последствия признания иска представителю ответчика судом разъяснены и понятны.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Беликова Н.А. исковое требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю об обязании администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зон санитарной охраны водных объектов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам признала в полном объеме, просила суд принять признание иска, последствия признания иска представителю ответчика судом разъяснены и понятны.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в данном случае признание иска представителями ответчиков, не противоречат закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.
Судом разъяснены последствия признания ответчиком иска.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к муниципальному унитарному предприятию «Родник», администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны водных объектов и получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и обязании муниципальное унитарное предприятие «Родник» довести решение суда до сведения жителей ст. Темнолесская через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.