Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-702/2018 от 28.11.2018

Дело № 12-702/18

Р Е Ш Е Н И Е

19 декабря 2018 года

Судья Ленинского районного суда г. Смоленска Малиновская И.Э., рассмотрев жалобу Соваренко Владимира Александровича на постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействия с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Соваренко В.А. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.. В обоснование правовой позиции сослалась на то что, данное постановление является незаконным и необоснованным, в связи с тем, что состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, денежные средства направлены на оплату работ согласно их целевого назначения. Также он не является надлежащим субъектом ответственности, т.к. приемку работ и их оплату производило Управление ЖКХ администрации города Смоленска, являющееся юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, в обжалуемом постановлении не содержится доказательств перечисления денежных средств за выполнение работ, зная о невыполнении данных работ в полном объеме. В рамках одного соглашения о предоставлении средств одному муниципальному образованию вместо составления единого протокола с указанием вменяемых в вину эпизодов действий, было составлено шесть отдельных протоколов, чем искусственно создана совокупность дел об административных правонарушениях.

Соваренко В.А. в суд не явился; его представитель Сиганова В.О., доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Заслушав защитников Соваренко В.А., исследовав доводы жалобы, а также письменные материалы дела, в том числе материалы дела об административном правонарушении , предоставленные Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В соответствии со ст. 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

В силу ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным кодексом.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Судом установлено, что в соответствии с положениями, установленными ст. 139 БК РФ, для предоставления субсидии из областного бюджета бюджету города Смоленска на обустройство мест массового посещения граждан между Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Администрацией города Смоленска заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Соглашение).

Предметом Соглашения, определенным пунктом 1.1 указанного Соглашения, является предоставление в 2017 году из областного бюджета субсидии бюджету города Смоленска для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на обустройство дворовых территорий.

Пунктом 12 Положения установлено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно пункту 8 Положения Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунального хозяйству, с учетом представленных документов, указанных в пункте 7.1 Положения, осуществляет перечисление субсидии бюджету муниципального образования в соответствии с заключенным с уполномоченным органом Соглашением.

На основании пункта 3.3 Соглашения перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет города Смоленска осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

Субсидия бюджету города Смоленска перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25 966 135 руб. 59 коп., в том числе 12 366 895 руб. 42 коп. на оплату работ по благоустройству дворовых территорий согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ .

Работы по обустройству мест дворовых территорий оплачены подрядчику за счет:

- денежных средств бюджета города Смоленска – платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 236 руб. 81 коп.;

- средства субсидии на общую сумму 12 420 078 руб. 05 коп. – платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 017 185 руб. 29 коп. (федеральный бюджет), от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 349 710 руб. 13 коп. (областной бюджет);

- внебюджетных средств платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 51 945 руб. 82 коп..

В ходе контрольных обмеров, проведенных в рамках контрольного мероприятия выборочным методом, выявлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, указанными в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2), форма КС-3 на общую сумму 12 420 078 руб. 05 коп. (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные обстоятельства подтверждаются актами контрольного обмера с приложениями; актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3); расчетами стоимости невыполненных работ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ

По смыслу действующих норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Таким образом, установлено бюджетное правонарушение, выраженное в направлении средств в общей сумме 44 001 руб. 35 коп. (из них федеральный бюджет – 35 641 руб. 09 коп., областной бюджет – 8 360 руб. 26 руб.), полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, причем совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют Смоленский городской Совет, Глава города Смоленска, Администрация города Смоленска, Контрольно-счетная палата города Смоленска.

Согласно п. 12 ст. 38 Устава города Смоленска, пункту 4.1 Положения об Администрации города Смоленска, утвержденного постановлением Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ , и пункту 1.3 Регламента Администрации города Смоленска, утвержденного распоряжением Администрации города Смоленска от 02.12.2015 № 27-р/адм, деятельностью Администрации города на принципах единоначалия руководит Глава города Смоленска.

При этом, Конституция Российской Федерации, предполагая достаточно широкую самостоятельность местного самоуправления по реализации возложенных на него публичных функций и задач, связанных, прежде всего, с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность определяет степень ответственности местного самоуправления, призванного осуществлять свои полномочия на основе верховенства права и прямого действия Конституции Российской Федерации, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общих интересов местного сообщества в целом.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность муниципального образования обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных п. 3.2 Соглашения, который, в свою очередь, предусматривает соблюдение муниципальным образованием бюджетного законодательства.

Однако, как указано ранее, направление бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, вывод должностного лица Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами о том, что Соваренко В.А. является субъектом административного правонарушения, не противоречит вышеназванным нормативным положениям.

Доводы жалобы о том, что в отношении Соваренко В.А. составлено шесть протоколов об административном правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ и принято шесть постановлений о назначении административного наказания, которые составлены и вынесены в один день ДД.ММ.ГГГГ и соответственно ДД.ММ.ГГГГ по одному периоду проведения проверки, что противоречит требованиям п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем, материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с подрядной организацией ООО «СТРОЙГРАНД» на общую сумму 12 420 078 руб. 05 коп. – сумма с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе контрольных обмеров, проведенных в рамках контрольного мероприятия выборочным методом, выявлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, указанными в актах о приемке выполненных работ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении и впоследствии вынесено обжалуемое постановление, в этой связи вынесение шести постановлений о привлечении к административной ответственности не противоречит нормам действующего законодательства.

В данном случае нецелевое использование бюджетных средств, представляют собой совокупность независимо друг от друга совершаемых юридических действий в отношении разных юридических лиц. Все события, вменяемые Соваренко В.А., как должностному лицу, носят характер оконченных самостоятельных действий.

То обстоятельство, что действия, совершенные Соваренко В.А, образуют составы правонарушений по одной и той же статье КоАП РФ, выявлены одновременно при проведении проверки административным органом, не имеет правового значения. В данном случае имеется несколько действий с одинаковым составом, что указывает на необходимость соблюдения ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановление о привлечении Соваренко В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, при назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. должностным лицом не учтено,что соответствии с общими правилами назначения административного наказания при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Назначая административное наказание, должностным лицом не были установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, однако административный штраф определен в максимальном размере, предусмотренном санкцией ст.15.14 КоАП РФ.

Указание в оспариваемом постановлении на системный характер нарушения ничем не подтвержден и к отягчающим обстоятельствам не относится.

С учетом изложенного суд полагает необходимым снизить размер наложенного оспариваемым постановлением штрафа до 20 000 руб..

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении Соваренко Владимира Александровича изменить и назначить Соваренко Владимиру Александровичу административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб..

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Соваренко Владимира Александровича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.Э. Малиновская

12-702/2018

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Соваренко Владимир Александрович
Другие
Сиганова Вероника Олеговна
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Малиновская И.Э.
Статьи

КоАП: ст. 15.14

Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
29.11.2018Материалы переданы в производство судье
19.12.2018Судебное заседание
19.12.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2019Вступило в законную силу
13.02.2019Дело оформлено
14.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее