Дело № 2-879/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Гусевой А.В.
при секретаре Якушевой Е.А.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области в открытом судебном заседании 17 августа 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Макарова А.Ю. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о признании права на выплату материнского (семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
Макаров А.Ю. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о признании права на выплату материнского (семейного) капитала.
В обоснование требований указано, что Макаров А.Ю. является гражданином Российской Федерации и отцом несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., родившейся в д. <адрес>, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., родившейся в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № М-14-11/22 в удовлетворении заявления истцу было отказано из-за отсутствия гражданства Российской Федерации у матери детей Палей Татьяны Викторовны. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права и права его детей на получение дополнительной меры социальной поддержки, установленной законом. Поскольку мать детей не имеет гражданства Российской Федерации (фактически является лицом без гражданства), то право на выплату семейного капитала имеет истец.
Просит признать за ним право на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка и обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Истец Макаров А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) – Черняк С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными. Представила письменный отзыв.
Третье лицо Палей Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей и предоставляет законодателю право определить виды такого обеспечения, его размеры, условия и порядок предоставления (статья 39, части 1 и 2).
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий установлена Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) предусмотрел для таких семей возможность получения государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Пунктом 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ установлен круг субъектов, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания приведенных выше положений Закона № 256-ФЗ следует, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», признает юридически значимым для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал наличие гражданства Российской Федерации как у самих детей, с рождением которых закон связывает возникновение права приобретения на дополнительные меры государственной поддержки, так и у их родителей.
Пунктом 3 ст. 3 Закона № 256-ФЗ предусмотрено, что право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
Судом установлено, что Макаров Александр Юрьевич и Палей Татьяна Викторовна являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении I-БС №, выданным Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о рождении I-БС №, выданным Администрацией Давыдовского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
В отношении ФИО1 и ФИО2 истцом установлено отцовство, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства I-БС №, выданным Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством об установлении отцовства I-БС №, выданным Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В заключении об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что личность Палей Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, установлена, принадлежность к гражданству иного государства не подтверждена, является лицом без гражданства.
Как указано в письме Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) от 06.02.2017 г. № 11-771, согласно предоставленных документов Палей Т.В. является лицом без гражданства, и в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ права на дополнительные меры государственной поддержки не имеет.
Из вышеуказанных документов усматривается, что Палей Т.В. является лицом без гражданства. Иное суду не представлено.
16.02.2017 г. истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему сертификата на материнский (семейный) капитал.
В письме Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № Макарову А.Ю. разъяснено, что права на получение материнского (семейного) капитала у него нет, со ссылкой на п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Проанализировав вышеизложенные нормы права в их системной взаимосвязи, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что отсутствие гражданства Российской Федерации у матери несовершеннолетних детей - Палей Т.В. на момент рождения ею второго ребенка, после ДД.ММ.ГГГГ исключает возможность признания за ней права на дополнительную меру государственной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Принимая во внимание, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей, в связи чем, право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом, у суда отсутствуют основания для признания за истцом права на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности на ответчика в выдачи такого сертификата.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Макарова Александра Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) о признании права на выплату материнского (семейного) капитала, отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.
Судья А.В. Гусева