Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2996/2019 ~ М-2211/2019 от 29.04.2019

Категория 2. 026

Дело № 2-2996/2019

УИД 36RS0004-01-2019-002648-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года                            г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи         Ботвинникова А.В.,

при секретаре                     Ключанских А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Маркова Сергея Владимировича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, понуждении принять на учет,

установил:

Истец обратилась к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, понуждении принять на учет.

В обоснование своих требований истец указал, что он является лицом, из числа детей-сирот. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 02.05.2017г. №850/ОД истец был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

10.04.2019г. приказом №1121/ОД Департамента социальной защиты Воронежской области истец был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с тем, что на момент совершеннолетия и до достижения им возраста 23 лет он был обеспечен жилой площадью.

Истец считает данный приказ незаконным, указал, что ему действительно принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако 11.10.2011г. была осуществлена регистрация прекращения права собственности на долю в указанном доме. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области в апреле 2017г. В данном случае говорить о намеренном ухудшении своих жилищных условий с целью постановки на учет нельзя, поскольку с момента отчуждения принадлежащего истцу помещения и до момента обращения с заявлением о постановке на учет прошло долее 5 лет, по этой причине он и был правомерно поставлен на учет в 2017г. и сотрудники ДСЗ ВО обладали данными сведениями о его правах на недвижимое имущество, что и в 2019г. когда сняли истца с учета.

Указал, что принадлежащая ему доля в доме по адресу: <адрес>, являлась непригодной для проживания, стены дома были кривые, крыша протекла, фундамент отсырел, просел, примерно в 2005г. разрушились две стены и покосилась крыша. В этом доме он никогда не проживал, так как это было не возможно. С 18.09.1996г. по 31.08.2006г. истец находился в КУВО «Детский дом города Воронежа», с 01.09.2006г. по 28.06.2011г. он проживал в общежитиях учебных заведений Калужского лётно-технического училища и ФГОУ СПО «Воронежский государственный профессионально- педагогический колледж», где проходил обучение. Поскольку на момент постановки на учет он не являлся собственником жилого помещения, не был нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, намеренно не ухудшал свои жилищные условия, просил признать незаконным приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019г. о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области Маркова С.В., обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Истец Марков С.В. и его представитель по ордер у- адвокат Долматов Д.П в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Юсифов Р.Н.о. возражал против удовлетворения заявленного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из содержания пункта 3 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" следует, что принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет осуществляется исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, для постановки на учет представляют в уполномоченный орган:

1) заявление уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о постановке на учет, или заявление иного законного представителя лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет, или заявление лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет либо заявление лица, ранее относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшего возраста 23 лет, о постановке на учет.

В заявлении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, указывают желаемое место предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности;

2) копию решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в организацию, в приемную семью, под опеку (попечительство);

3) копию свидетельства о рождении лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) копию паспорта лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) копии документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей;

6) справка о месте проживания лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;

7) документы соответствующей организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденного до 1 января 1998 года, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у него до их изменения;

8) документы, подтверждающие невозможность проживания лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого данное лицо является (при наличии таких обстоятельств);

9) документ из органов опеки и попечительства, подтверждающий факт не предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет);

10) документ, подтверждающий признание жилого помещения, в котором проживает заявитель, непригодным для постоянного проживания или не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (для лиц, проживающих в указанных жилых помещениях).

Согласно пункту 6 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежское области, кроме документов, установленных частью 4 настоящей статьи, самостоятельно с согласия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, запрашивает и приобщает к материалам учетного дела документы территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории Воронежской области, об отсутствии (наличии) недвижимости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, в случае если данные изменения произошли после 1 января 1998 года. Граждане, не давшие согласие уполномоченному органу запрашивать документы, указанные в настоящей части, представляют их при подаче документов вместе с иными документами, указанными в настоящей статье.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", по результатам проверки представленных документов исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области, принимает решение о принятии лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на учет или об отказе в принятии их на учет. Решение принимается не позднее 30 рабочих дней со дня подачи документов, указанных в части 4 настоящей статьи.

На основании п. 8 ст. 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежское области, отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на учет, если:

1) не представлены документы, указанные в части 4 настоящей статьи;

2) не представлены документы, указанные в части 6 настоящей статьи, в случае если законным представителем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, не было дано согласие исполнительному органу государственной власти Воронежской области, уполномоченному правительством Воронежской области, запрашивать указанные документы;

3) ранее лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставлялось жилое помещение по договору социального найма;

4) в представленных документах содержатся недостоверные сведения.

Судом установлено, что согласно справке КУ ВО «Детский дом города Воронежа» истец с 18.06.1996г. по 31.08.2006г. находился на полном государственном обеспечении, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать-одиночка признана судом безвестно отсутствующей) - л.д.23.

Согласно архивной справки АНО «Калужское авиационное лётно-техническое училище ДОСААФ России» с 01.09.2006г. Марков Сергей Владимирович был зачислен курсантом на очное отделение по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», отчислен из училища с 21.06.2007г. в связи с поступлением в другое учебное заведение (л.д.22).

Согласно справке, Марков С.В. обучался в ФГОУ СПО «Воронежский государственный профессионально- педагогический колледж» с 01.09.2007г. по 28.06.2011г. (л.д.18).

Также судом установлено, что приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №850/ОД от 02.05.2017г. истец был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019г. истец был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с тем, что на момент совершеннолетия и до достижения им возраста 23 лет он был обеспечен жилой площадью, а именно 1/3 доля в праве общей долевой собственности <адрес>, общей площадью 60,7 кв.м.

Действительно, на основании Договора купли-продажи от <адрес> на праве общей долевой собственности, принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,7 кв.м. (л.д.16-17).

Как усматривается из выписки из ЕГРПН 11.10.2011г. истцом произведено отчуждение указанного жилого помещения (л.д. 14-15).

Поскольку истцом утверждалось, что вышеуказанное жилое помещение являлось непригодным для проживания, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО ВЦСТЭиО «Автоэкс».

Согласно выводов эксперта ООО ВЦСТЭиО «Автоэкс» <адрес> в период с 17.03.2006г. по 17.03.2011г. (на момент совершеннолетия и до достижения истцом возраста 23 лет) являлась непригодной для постоянного проживания граждан (л.д.71).

Суд, проанализировав содержание названного экспертного заключения, приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ и закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные экспертом выводы научно обоснованны, кроме этого, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении экспертов документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, эксперт предупреждался об уголовной ответственности, оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется.

Приняв во внимание указанное экспертное заключение, поскольку ответчиком оно не оспорено и доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, не представлено, суд приходит к выводу о том, что с момента достижения возраста 18 лет и до 23 лет истец фактически не имел возможности проживать в принадлежащем ему жилом помещении ввиду его непригодности для проживания.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает отдельные основания для снятия с учета детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, суд при вынесении решения учитывает основания для отказа в принятии на учет, предусмотренные п. 8 ст. 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии законных оснований, для снятия истца с учета.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2).

Оспариваемый приказ департамента социальной защиты Воронежской области не соответствует предъявляемым законом требованиям к решению о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности приказа о снятии истца с учета, поскольку указанные в приказе основания снятия (наличие на момент совершеннолетия и до достижения им возраста 23 лет у истца в собственности жилого помещения) не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства по делу и были опровергнуты результатами судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель ответчика заявлял о допущенной их должностным лицом ошибке при постановке на учет истца.

Принимая во внимание, что нахождение истца на учете в течении двух лет, указывает на признание ранее ответчиком права за истцом на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также учитывая, что вышеуказанные нормы не предусматривают отдельные основания для снятия с учета по причине того, что на момент обращение лицо достигло возраста 23 лет, суд находит приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019 г. не соответствующим требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019 г. о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять Маркова Сергея Владимировича, 17.03.1988 года рождения, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                  Ботвинников А.В.

Решение принято в окончательной форме 01.11.2019 г.

Категория 2. 026

Дело № 2-2996/2019

УИД 36RS0004-01-2019-002648-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года                            г. Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи         Ботвинникова А.В.,

при секретаре                     Ключанских А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Маркова Сергея Владимировича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, понуждении принять на учет,

установил:

Истец обратилась к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным приказа о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, понуждении принять на учет.

В обоснование своих требований истец указал, что он является лицом, из числа детей-сирот. Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 02.05.2017г. №850/ОД истец был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

10.04.2019г. приказом №1121/ОД Департамента социальной защиты Воронежской области истец был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с тем, что на момент совершеннолетия и до достижения им возраста 23 лет он был обеспечен жилой площадью.

Истец считает данный приказ незаконным, указал, что ему действительно принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако 11.10.2011г. была осуществлена регистрация прекращения права собственности на долю в указанном доме. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области в апреле 2017г. В данном случае говорить о намеренном ухудшении своих жилищных условий с целью постановки на учет нельзя, поскольку с момента отчуждения принадлежащего истцу помещения и до момента обращения с заявлением о постановке на учет прошло долее 5 лет, по этой причине он и был правомерно поставлен на учет в 2017г. и сотрудники ДСЗ ВО обладали данными сведениями о его правах на недвижимое имущество, что и в 2019г. когда сняли истца с учета.

Указал, что принадлежащая ему доля в доме по адресу: <адрес>, являлась непригодной для проживания, стены дома были кривые, крыша протекла, фундамент отсырел, просел, примерно в 2005г. разрушились две стены и покосилась крыша. В этом доме он никогда не проживал, так как это было не возможно. С 18.09.1996г. по 31.08.2006г. истец находился в КУВО «Детский дом города Воронежа», с 01.09.2006г. по 28.06.2011г. он проживал в общежитиях учебных заведений Калужского лётно-технического училища и ФГОУ СПО «Воронежский государственный профессионально- педагогический колледж», где проходил обучение. Поскольку на момент постановки на учет он не являлся собственником жилого помещения, не был нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, намеренно не ухудшал свои жилищные условия, просил признать незаконным приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019г. о снятии с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области Маркова С.В., обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Истец Марков С.В. и его представитель по ордер у- адвокат Долматов Д.П в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Юсифов Р.Н.о. возражал против удовлетворения заявленного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Воронежской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из содержания пункта 3 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" следует, что принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет осуществляется исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, для постановки на учет представляют в уполномоченный орган:

1) заявление уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о постановке на учет, или заявление иного законного представителя лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет, или заявление лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет либо заявление лица, ранее относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшего возраста 23 лет, о постановке на учет.

В заявлении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, указывают желаемое место предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности;

2) копию решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в организацию, в приемную семью, под опеку (попечительство);

3) копию свидетельства о рождении лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) копию паспорта лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) копии документов, подтверждающих факт отсутствия единственного или обоих родителей;

6) справка о месте проживания лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;

7) документы соответствующей организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рожденного до 1 января 1998 года, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у него до их изменения;

8) документы, подтверждающие невозможность проживания лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого данное лицо является (при наличии таких обстоятельств);

9) документ из органов опеки и попечительства, подтверждающий факт не предоставления жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет);

10) документ, подтверждающий признание жилого помещения, в котором проживает заявитель, непригодным для постоянного проживания или не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (для лиц, проживающих в указанных жилых помещениях).

Согласно пункту 6 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежское области, кроме документов, установленных частью 4 настоящей статьи, самостоятельно с согласия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, запрашивает и приобщает к материалам учетного дела документы территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории Воронежской области, об отсутствии (наличии) недвижимости у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, в случае если данные изменения произошли после 1 января 1998 года. Граждане, не давшие согласие уполномоченному органу запрашивать документы, указанные в настоящей части, представляют их при подаче документов вместе с иными документами, указанными в настоящей статье.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", по результатам проверки представленных документов исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области, принимает решение о принятии лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, на учет или об отказе в принятии их на учет. Решение принимается не позднее 30 рабочих дней со дня подачи документов, указанных в части 4 настоящей статьи.

На основании п. 8 ст. 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежское области, отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на учет, если:

1) не представлены документы, указанные в части 4 настоящей статьи;

2) не представлены документы, указанные в части 6 настоящей статьи, в случае если законным представителем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, не было дано согласие исполнительному органу государственной власти Воронежской области, уполномоченному правительством Воронежской области, запрашивать указанные документы;

3) ранее лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставлялось жилое помещение по договору социального найма;

4) в представленных документах содержатся недостоверные сведения.

Судом установлено, что согласно справке КУ ВО «Детский дом города Воронежа» истец с 18.06.1996г. по 31.08.2006г. находился на полном государственном обеспечении, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать-одиночка признана судом безвестно отсутствующей) - л.д.23.

Согласно архивной справки АНО «Калужское авиационное лётно-техническое училище ДОСААФ России» с 01.09.2006г. Марков Сергей Владимирович был зачислен курсантом на очное отделение по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», отчислен из училища с 21.06.2007г. в связи с поступлением в другое учебное заведение (л.д.22).

Согласно справке, Марков С.В. обучался в ФГОУ СПО «Воронежский государственный профессионально- педагогический колледж» с 01.09.2007г. по 28.06.2011г. (л.д.18).

Также судом установлено, что приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №850/ОД от 02.05.2017г. истец был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019г. истец был снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, в связи с тем, что на момент совершеннолетия и до достижения им возраста 23 лет он был обеспечен жилой площадью, а именно 1/3 доля в праве общей долевой собственности <адрес>, общей площадью 60,7 кв.м.

Действительно, на основании Договора купли-продажи от <адрес> на праве общей долевой собственности, принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,7 кв.м. (л.д.16-17).

Как усматривается из выписки из ЕГРПН 11.10.2011г. истцом произведено отчуждение указанного жилого помещения (л.д. 14-15).

Поскольку истцом утверждалось, что вышеуказанное жилое помещение являлось непригодным для проживания, судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО ВЦСТЭиО «Автоэкс».

Согласно выводов эксперта ООО ВЦСТЭиО «Автоэкс» <адрес> в период с 17.03.2006г. по 17.03.2011г. (на момент совершеннолетия и до достижения истцом возраста 23 лет) являлась непригодной для постоянного проживания граждан (л.д.71).

Суд, проанализировав содержание названного экспертного заключения, приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ и закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные экспертом выводы научно обоснованны, кроме этого, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении экспертов документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, эксперт предупреждался об уголовной ответственности, оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется.

Приняв во внимание указанное экспертное заключение, поскольку ответчиком оно не оспорено и доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, не представлено, суд приходит к выводу о том, что с момента достижения возраста 18 лет и до 23 лет истец фактически не имел возможности проживать в принадлежащем ему жилом помещении ввиду его непригодности для проживания.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает отдельные основания для снятия с учета детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, суд при вынесении решения учитывает основания для отказа в принятии на учет, предусмотренные п. 8 ст. 21.2 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области", в связи с чем, приходит к выводу об отсутствии законных оснований, для снятия истца с учета.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2).

Оспариваемый приказ департамента социальной защиты Воронежской области не соответствует предъявляемым законом требованиям к решению о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности приказа о снятии истца с учета, поскольку указанные в приказе основания снятия (наличие на момент совершеннолетия и до достижения им возраста 23 лет у истца в собственности жилого помещения) не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства по делу и были опровергнуты результатами судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель ответчика заявлял о допущенной их должностным лицом ошибке при постановке на учет истца.

Принимая во внимание, что нахождение истца на учете в течении двух лет, указывает на признание ранее ответчиком права за истцом на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, а также учитывая, что вышеуказанные нормы не предусматривают отдельные основания для снятия с учета по причине того, что на момент обращение лицо достигло возраста 23 лет, суд находит приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019 г. не соответствующим требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным приказ Департамента социальной защиты Воронежской области №1121/ОД от 10.04.2019 г. о снятии с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области.

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять Маркова Сергея Владимировича, 17.03.1988 года рождения, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                  Ботвинников А.В.

Решение принято в окончательной форме 01.11.2019 г.

1версия для печати

2-2996/2019 ~ М-2211/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марков Сергей Владимирович
Ответчики
Департамент соц.защиты ВО
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Ботвинников Андрей Васильевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
29.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2019Предварительное судебное заседание
11.07.2019Предварительное судебное заседание
17.09.2019Предварительное судебное заседание
03.10.2019Предварительное судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Дело оформлено
26.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее