Дело № 2 - 168/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: О.В.Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прионежского района Республики Карелия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Деревянского сельского поселения, Сурмину Д.В., Сурминой А.А., действующим как в своих интересах, так и от имени и в интересах несовершеннолетних, о признании постановления незаконным, прекращении права собственности на земельный участок, снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета,
у с т а н о в и л:
прокурор Прионежского района Республики Карелия обратился в суд с иском, мотивируя тем, что администрация Деревянского сельского поселения, в нарушение положений действующего законодательства, предоставила в собственность ответчиков земельный участок в прибрежной защитной полосе реки ... для ведения дачного хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения. Прокурор просит признать постановление администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № о предоставлении многодетной семье Сурминых земельного участка с кадастровым номером №, постановление администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» незаконными с момента издания; прекратить право собственности Сурмина Д.В., Сурминой А.А., М., П., М., Н. на земельный участок с кадастровым номером №; снять земельный участок с государственного кадастрового учета, внести соответствующую запись в единый государственный реестр недвижимости.
Прокурор Большаков В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в лице главы администрации Деревянского сельского поселения Дякина О.О. в судебном заседании оставил разрешение заявленных прокурором требований на усмотрение суда, пояснив, что работники, занимавшиеся оформлением документов по предоставлению земельного участка семье Сурминых, уволены. При предоставлении ему на подписание документов было разъяснено, что участок предоставляется законно.
Ответчики Сурмин Д.В., Сурмина А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Сурмина Д.В., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что выделение и последующее оформление семье Сурминых земельного участка проведено без нарушений действующего законодательства; земельный участок может использоваться по целевому назначению. До настоящего времени земельный участок не используется, подъезд к нему отсутствует.
Представители третьих лиц Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Суд, заслушав прокурора, представителей сторон, изучив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно требованиям статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу пп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ г. Сурмин Д.В. обратился в администрацию Деревянского сельского поселения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Предоставление земельного участка в собственность регламентировано статьями 39.15, 39.17, 39.19 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ г. глава администрации Деревянского сельского поселения принял постановление за № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в соответствии с которым было удовлетворено заявление Сурмина Д.В., утверждена схема расположения участка в кадастровом квартале №, площадью ... кв. метров, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Предварительно согласовано предоставление данного земельного участка в собственность.
Постановлением администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № бесплатно предоставлен в общую долевую собственность членам многодетной семьи: Сурмину Д.В., Сурминой А.А., М., П., М., Н. (доля в праве по 1/6) земельный участок, площадью ... кв. метров, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, кадастровый номер №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства.
Право собственности Сурминых на вышеназванный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ г.
На основе совокупности собранных по делу доказательств суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № располагается в границах 200-метровой прибрежной защитной полосы реки ..., относящейся к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, а именно, в 20 метрах от наиболее приближенной к ней границы участка.
В силу п. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Исходя из положений части 11 статьи 65 Водного кодекса РФ, ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В соответствии с п. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В соответствии с частью 17 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В силу статьи 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Необходимо учитывать, что при выращивании культур невозможно обойтись без распашки земель, а, следовательно, предоставление участка в прибрежной полосе водного объекта фактически дает возможность гражданам нарушать установленные федеральным законом ограничения.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 6, 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Как следует из положений статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации ведение дачного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.
Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
Исходя из системного анализа вышеназванных норм права, учитывая, что ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки ..., предполагающее использование земли, в том числе в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, осуществление на нем строительства, распашку земель, что может повлечь нарушение установленных статьей 65 Водного кодекса РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит статье 7 Земельного кодекса РФ; спорный земельный участок не мог быть предоставлен семье Сурминых для ведения дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
01 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 3 данного Закона установлено, что указанные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Статья 5 указанного Закона предусматривает, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что заявленный иск прокурора подлежит удовлетворению с признанием незаконными с момента издания постановления администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. №, постановления администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; с аннулированием иисключением из Единого государственного реестра недвижимости сведений о спорном земельном участке; с признанием отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчиков Сурминых и их несовершеннолетних детей на вышеназванный земельный участок.
Руководствуясь положениями статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, суд, с учетом того, что непосредственно ответчики Сурмины, при получении земельного участка, неправомерных действий не совершали, считает возможным освободить их от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск прокурора Прионежского района Республики Карелия удовлетворить.
Признать незаконными с момента издания постановление администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. №, постановление администрации Деревянского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Аннулировать и исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, адрес: Республика Карелия, Прионежский район.
Признать отсутствующим право собственности Сурмина Д.В. (доля в праве 1/6), Сурминой А.А. (доля в праве 1/6), М. (доля в праве 1/6), П. (доля в праве 1/6), Р. (доля в праве 1/6), Н. (доля в праве 1/6) на земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, адрес: Республика Карелия, Прионежский район.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 03 апреля 2017 года.