судья: Севостьянова Е.В. дело № 33-2747
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Терещенко А.А.,
судей: Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района на решение Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному иску Гасанова В. И.о о признании незаконным отказа администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> в утверждении акта о выборе земельного участка, обязании принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, об обязании утвердить акт о выборе земельного участка. Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Гасанова В.И. – Купалева Ю.В.,
установила:
Гасанов В.И. обратился в суд с иском к Администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> о признании недействительным решения Администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта о выборе земельного участка, площадью 1955 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, деревня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго-восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли, обязании принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе указанного земельного участка Гасанову В. И.о.
Гасанов В.И. пояснил, что <данные изъяты> он обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду в порядке ст. 31 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка, площадью 2253 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, деревня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго- восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли в соответствии с ситуационным планом. <данные изъяты> Администрацией городского поселения Воскресенск была подтверждена возможность размещения испрашиваемого земельного участка под заявленные цели. Решением комиссии по вопросам землепользования в <данные изъяты> было принято решение о публикации в газете «Наше слово» сообщения о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, и <данные изъяты> указанное сообщение было опубликовано. По результатам публикации по истечении месячного срока со дня опубликования сообщения заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении испрашиваемого земельного участка не поступило. <данные изъяты> Администрацией Воскресенского муниципального района было принято решение <данные изъяты> оформлять ему указанный земельный участок, однако, было указано, что предоставление земельного участка возможно на торгах в соответствие с Земельным кодексом РФ. Считает это указание необоснованным. В дальнейшем он, следуя начатой процедуре в рамках ст. 31 ЗК РФ, оформил и согласовал акт о выборе земельного участка, экспликацию земель и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ходе согласования с газовой службой выяснилось, что по участку проложен газопровод низкого давления, в связи с чем пришлось переместить границы участка за пределы охранной зоны газопровода. Площадь участка уменьшилась до 1955 кв.м. Получив все необходимые согласования в акте о выборе земельного участка и схемы расположения участка <данные изъяты> он обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района с заявлением об утверждении акта о выборе и схемы расположения указанного земельного участка, площадью 1955 кв.м. По истечении нескольких месяцев <данные изъяты> Администрация Воскресенского муниципального района вручила ему письмо за <данные изъяты> от <данные изъяты> года, в котором содержался отказ в утверждении акта о выборе и схемы расположения земельного участка по двум основаниям: что в соответствии с изменениями в ЗК РФ, вступившими в силу с <данные изъяты>, утверждение акта о выборе земельного участка не требуется, и что в соответствии с ЗК РФ указанный земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе). Считает отказ незаконным, поскольку имеет право на приобретение земельного участка в аренду по процедуре, предусмотренной ст.31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений, вступивших в силу с <данные изъяты>, а по этой процедуре необходимо утверждение акта о выборе земельного участка и участок предоставляется в аренду без проведения торгов.
Представитель административного ответчика, Администрации Воскресенского муниципального района пояснила, что с заявленными Гасановым В.И.оглы требованиями не согласна, считает их необоснованными, не подлежащими удовлетворению. В отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка не было принято решения о предварительном согласовании места размещения земельного участка, поэтому отказ в утверждении акта о выборе земельного участка является законным. Считает, что суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов по утверждению акта о выборе земельного участка. Подтвердила также, что оспариваемый отказ был получен административным истцом <данные изъяты>.
Суд своим решением административный иск Гасанова В.И. удовлетворил. Суд признал отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1955 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, деревня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго- восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли на кадастровом плане территории и акта о выборе указанного земельного участка, содержащийся в сообщении заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> на имя Гасанова В. И.о не соответствующим Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от <данные изъяты> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», нарушающим право Гасанова В. И.о на аренду указанного земельного участка.
Суд обязал Администрацию Воскресенского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1955 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, деревня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго-восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли на кадастровом плане территории и утверждении акта о выборе указанного земельного участка.
В апелляционной жалобе Администрация Воскресенского муниципального района <данные изъяты> просит отменить решение суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела <данные изъяты> административный истец Гасанов В.И.оглы обратился в Администрацию Воскресенского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка по адресу: <данные изъяты>, дереваня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго-восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли. <данные изъяты> Администрацией городского поселения Воскресенск в ответе за <данные изъяты> на запрос Администрации Воскресенского муниципального района (л.д. 16- 17) было сообщено, что возражений по размещению указанного объекта не имеется. Комиссией по вопросам землепользования в <данные изъяты> было принято решение о рассмотрении вопроса после результатов публикации. Публикация в районной газете «Наше слово» сообщения о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого административным истцом земельного участка была размещена <данные изъяты>. <данные изъяты> Администрацией Воскресенского муниципального района было в адрес Гасанова В.Г.оглы было направлено сообщение о предоставлении земельного участка на торгах в соответствии с ЗК РФ.
<данные изъяты> Гасанов В.И.оглы обратился к руководителю администрации Воскресенского муниципального района с заявлением об утверждении схема расположения земельного участка и акта о выборе земельного участка, общей площадью 1955 кв.м.
<данные изъяты> по заявлению об утвёрждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта о выборе земельного участка Гасанову В.И.оглы заместителем руководителя администрации Воскресенского муниципального района был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта о выборе земельного участка по тем основаниям, что в соответствии с изменениями, внесенными в ЗК РФ, вступившими в силу с <данные изъяты>, утверждение акта о выборе земельного участка не требуется и земельный участок будет предоставлен в соответствии с ЗК РФ на торгах, (л.д.30).
Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный отказ является незаконным и необоснованным, т.к. необходимость утверждения схемы расположения земельного участка предусмотрена ст.31 п.5 3К РФ в действовавшей до <данные изъяты> редакции, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарцо-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Отказ противоречит по своим основаниям положениям ст.31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до <данные изъяты> и ст.34 Федерального закона от <данные изъяты> N 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ».
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться, т.к. они не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей до <данные изъяты>) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с п. 1.2., ч. 1, ст. 30 1.2. ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Способ определения земельных участков предоставляемых на торгах законодательством не определен.
Поэтому довод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не может быть предметом торгов, являются необоснованным.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Соответственно законом прямо предусмотрено, что утверждение акта о выборе земельного участка невозможно без утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Таким образом, суд необоснованно обязал администрацию Воскресенского муниципального района <данные изъяты> принять решение по утверждению акта о выборе испрашиваемого Гасановым В.И. земельного участка.
Поэтому судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным оно подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать Гасанову В. И.о в удовлетворении требований о признании незаконным решения Администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта о выборе земельного участка, площадью 1955 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, деревня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго-восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли, обязании Администрацию Воскресенского муниципального района <данные изъяты> принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе указанного земельного участка Гасанову В. И.о.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воскресенского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать Гасанову В. И.о в удовлетворении требований о признании незаконным решения Администрации Воскресенского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акта о выборе земельного участка, площадью 1955 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, деревня Маришкино, <данные изъяты>, в 4 метрах на юго-восток от участка <данные изъяты> для размещения объекта торговли, обязании Администрацию Воскресенского муниципального района <данные изъяты> принять постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе указанного земельного участка Гасанову В. И.о.
Председательствующий судья:
Судьи: