Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2325/2016 ~ М-1775/2016 от 12.05.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.08.2016         Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

с участием представителя истца Кудрявцевой Ю.А.

представителя ответчика Володина С.А.,

при секретаре судебного заседания Шагуровой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2325 (2016) по иску Коченкова А. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» о признании незаконным решения и возложении обязанности провести медико-социальную экспертизу по определению процента утраты профессиональной трудоспособности,

УСТАНОВИЛ:

Коченков А.Ю. обратился в суд с иском к Бюро № 34 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по области», в котором просил признать решение Бюро № 34 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении медико-социальной экспертизы для определения процентов утраты профессиональной трудоспособности незаконным, обязать ответчика провести медико-социальную экспертизу и определить процент утраты им профессиональной трудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату обследования, взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда <...>

В обоснование заявленных требований указано, что решением Дзержинского районного суда г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ установлена вина АО «Уралвагонзавод» в причинении вреда здоровью истцу. До получения травмы истец был полноценным человеком, работал, имел заработок, а после травмы, полученной ДД.ММ.ГГГГ, ему установлена 1 группа инвалидности и по решению врачебной комиссии противопоказана трудовая деятельность. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с требованием провести обследование и определить степень утраты им профессиональной трудоспособности в период с ДД.ММ.ГГГГ по день обследования. ДД.ММ.ГГГГ из Бюро № 34 получен ответ , который не содержит подписи руководителя учреждения. Из содержания текста данной бумаги следует, что истцу отказано в удовлетворении его просьбы. Поскольку ответа с иным содержанием и правильно оформленное из Бюро № 34 не направлено, ответ без подписи истец расценивает как отказ и считает незаконным, поскольку из содержания Конвенции о правах инвалидов, принятой 13.12.2006 Резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи ООН, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что инвалиду как лицу, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное, в том числе, последствиями травм, приводящими к ограничению жизнедеятельности, гарантируются государством наряду с иным и экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия преодоления, компенсации этих ограничений в целях создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом относящееся к полномочиям учреждений медико-социальной экспертизы установление степени утраты профессиональной трудоспособности направлены на обеспечение реализации права инвалидов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и не ограничивается исполнением данными лицами обязанностей по трудовому договору при его причинении. Нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется. Между тем, отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений п.5 ч.3 ст.8 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы. Действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания. Обращаясь в государственный орган, истец рассчитывал на своевременный и мотивированный ответ, но вместо этого получил некую бумажку.. Госорган не посчитал нужным даже подписать так называемый ответ, не понятно, кому адресован ответ, истцу, либо его представителю, почтовый конверт сформирован неправильно. Действия ответчика истец воспринимает как неуважение к себе. Он и так ограничен в движениях, не может сам поехать к ответчику, вынужден прибегнуть к услугам юриста. Действия ответчика еще раз подчеркнули беспомощное состояние истца. Отказ ответчика лишает истца права на своевременное получение утраченного заработка, который ему необходим для оплаты реабилитации, необходимых медицинских препаратов, <...> и другого.

Судом с согласия представителя истца произведена замена ответчика на Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области».

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, подтвердил предмет и основание иска, указанные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» в судебном заседании предъявленные исковые требования не признал, в обоснование возражений указал, что в соответствии с Порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ. Освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению Фонда социального страхования РФ, работодателя (страхователя) или пострадавшего при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда). Отношения, возникающие при предоставлении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ, государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, сроки и последовательность административных процедур и административных действий урегулированы приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Результатом предоставления государственной услуги является при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания – выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также направление выписки из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания работодателю и страховщику либо выдача их получателю государственной услуги, если медико-социальная экспертиза была проведена по его обращению. Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявлений о предоставлении государственной услуги является подача в бюро заявления о предоставлении государственной услуги с документами, указанными в пунктах 28, 31, 35-38 Административного регламента. В данном случае ни истец, ни его представитель в Бюро № 34 с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы не обращались, решение по данному факту не выносилось. Заявление от представителя Коченкова А.Ю. было принято и рассмотрено как обращение гражданина в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в самом исковом заявлении имеется ссылка на указанный закон. В соответствии с ним, ответ на обращение гражданина не обжалуется в судебном порядке. Ответ был дан в установленные сроки, по существу поставленных в заявлении вопросов, исходя из их буквального толкования, его содержание не противоречило действующему законодательству. Ответ был дан истцу без подписи руководителя Бюро № 34, после обращения истца в прокуратуру эта ошибка была исправлена, истцу был дан ответ за подписью руководителя этого Бюро. Доказательств причинения истцу морального вреда действиями ответчика суду не представлено.

Заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Решением Дзержинского районного суда г.Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования Коченкова А.Ю. к АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» о возмещении вреда здоровью, с ответчика в пользу истца взыскана денежная сумма компенсации морального вреда в размере <...> в связи с причинением тяжкого вреда здоровью истца в виде <...> в результате падения <...> вместе с истцом во время выполнения им упражнения <...>» на <...> <...> ДД.ММ.ГГГГ во время проведения досуга на базе отдыха «<...>», в качестве объекта социального назначения входящей в состав гостинично-туристического комплекса АО НПО «Уралвагонзавод» (л.д.11-17).

ДД.ММ.ГГГГ Коченкову А.Ю. установлена первая группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ Коченкову А.Ю. установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ представитель Коченкова А.Ю. обратился в Бюро № 34 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы в отношении истца с целью определения степени утраты его профессиональной трудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ на это обращение Бюро № 34 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» дан ответ, в котором, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний», ответчик указал, что документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; заключение государственного инспектора по охране труда либо других должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о причинах повреждения здоровья или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С учетом общей причины инвалидности, то есть отсутствия выше перечисленных документов, медико-социальная экспертиза с целью определения процентов утраты профессиональной трудоспособности Коченкову А.Ю. не возможна.

Согласно ст.58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

2. В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

Граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (ст.60 этого Федерального закона).

    Согласно ст.7 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу ст.8 этого Федерального закона, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подп."б" п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые не распространяются на граждан, пострадавших в результате происшествий, не связанных с производственной травмой или профессиональным заболеванием.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который не содержит положений, касающихся процедуры установления степени утраты профессиональной трудоспособности инвалидам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Таким образом, нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве, в настоящее время не имеется.

Между тем, истец не лишен права, в соответствии со ст.1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с иском о возмещении вреда здоровью лицом, причинившим вред, при рассмотрении которого степень утраты профессиональной трудоспособности истца может быть установлена судебно-медицинской экспертизой, назначенной определением суда и проводимой с использованием Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Заслуживает внимание и утверждение ответчика о том, что на основании обращения истца не возникла обязанность ответчика по предоставлению государственной услуги.

Так, в силу ст.ст.28, 29 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, для предоставления государственной услуги получатель государственной услуги представляет документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации), заявление о предоставлении государственной услуги, подписанное получателем государственной услуги, с указанием наименования федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в которое подается заявление; фамилии, имени, отчества получателя государственной услуги; страхового номера индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии); адреса места жительства (места пребывания); серии и номера документа, удостоверяющего личность, даты и места выдачи указанного документа; просьбы о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели; фамилии, имени, отчества законного или уполномоченного представителя получателя государственной услуги (при наличии); информации о согласии (несогласии) на обработку персональных данных; адреса электронной почты получателя государственной услуги (при наличии); даты подачи заявления.

Для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме , утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (п.31).

Поскольку необходимых для проведения медико-социальной экспертизы документов истцом представлено не было, о чем истцу было указано в ответе от ДД.ММ.ГГГГ , у ответчика отсутствовали основания для проведения экспертизы.

Отсутствие подписи руководителя Бюро № 34 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, неверное указание года в дате этого документа юридического значения для данного спора не имеет, поскольку сам истец не оспаривает получение ответа от организации ответчика, позиция, изложенная в этом документе, подтверждена представителем ответчика в судебном заседании, дата подготовки ответа установлена в ходе рассмотрения административного дела в отношении руководителя Бюро № 34 по факту нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об обоснованности действий ответчика, не подлежат удовлетворению требования Коченкова А.Ю. о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Коченкова А. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении медико-социальной экспертизы, возложении обязанности по проведению медико-социальной экспертизы для определения процента утраты профессиональной трудоспособности, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 23 августа 2016 года.

Председательствующий

2-2325/2016 ~ М-1775/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коченков Александр Юрьевич
Ответчики
Бюро № 34 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Цыдаева В.П.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
12.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2016Передача материалов судье
17.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2016Предварительное судебное заседание
18.08.2016Судебное заседание
23.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2018Дело оформлено
12.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее