Дело № 2-224/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Тимаковой О.В.,
с участием прокурора Садовникова И.А.,
истца КОА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах КОА к администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> об установлении факта владения жилым помещением, признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что жилое помещение, в котором фактически проживает на праве собственности КОА оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес> в июле 2021 года, в результате наводнения дом был поврежден и для дальнейшей эксплуатации требуется проведение капитального ремонта.
При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истца в список граждан, жилое помещение которых повреждено в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское», ей было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на поврежденное жилое помещение.
С данным решением прокурор не согласен, так как истец на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживала в поврежденном жилом помещении, которое фактически принадлежит ей на праве собственности в силу приобретательной давности.
С учетом изложенного, заместитель прокурора просит суд:
- установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения и пользования истцом жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>;
- признать за истцом право на получение выплаты на капитальный ремонт в связи с повреждением жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году;
- обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить истца в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения;
- обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> произвести истцу выплату на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с Постановлением <адрес> от 14.09.2021 №362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями";
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник Шилкинского межрайонного прокурора СИА заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Истец КОА требования прокурора полностью поддержала, дополнительно пояснила, что по указанному адресу она проживает с 2003 года, жилое помещение ей предоставила ВИВ, которой квартира была выделена организацией почтовой связи, но квартира ни за кем не зарегистрирована, документов на нее не имеется. Она со своей семьей проживает в квартире на правах собственника.
Глава администрации муниципального района «Шилкинский район» в письменном отзыве вопрос по требованиям оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
Представители ответчиков администрации городского поселения «Шилкинское», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Свидетель ВИВ пояснила суду, что квартира по адресу: <адрес> было выделено ей для проживания АО Почта России, по указанному адресу она проживала до 2003 года, потом пустила в квартиру для проживания семью К.. Каких-либо документов на квартиру не оформлялось, на указанную квартиру она не претендует.
Свидетель ГВН пояснила суду, что она много лет жила по-соседству с семьей К. по <адрес>, через стенку. Ей известно, что ранее в квартире проживала ВИВ. Семья К. постоянно проживают в квартире, используют земельный участок по назначению.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями" утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подпункта 3 пункта 3 Правил, мерой социальной поддержки гражданам, предоставляются выплаты гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно подпункта 4 пункта 4 Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом порядок предоставления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, определен Главой 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из пункта 19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с пунктом 22 Правил, администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 30.10.2021 № 168 КОА, КАВ и КЮА было отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения на основании подпункта 1 пункта 23 Правил – несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил.
Из уведомления об отказе во включении в Список следует, что решение об отказе принято в связи с тем, что семья К. не соответствует категории граждан, указанным в пункте 4 Правил.
Как установлено в судебном заседании, КОА со своей семьей проживает по адресу <адрес> 2003 года, при этом, в связи с отсутствием документов на квартиру она не имеет регистрации по указанному адресу и не имеет возможности оформить свои права на нее.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу требований ст. 12 ГК РФ, защита права осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
По смыслу п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума Высшего АС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
В соответствии с ч. 4 ст. 234 ГК РФ, течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ составляет три года.
Из содержания перечисленных норм следует, что с исковым заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества лицо вправе обратиться не ранее истечения восемнадцатилетнего срока с момента начала пользования данным имуществом (15 лет срока приобретательной давности + 3 года срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Как установлено в судебном заседании, истец КОА проживает в спорном жилом помещении с 2003 года.
На момент обращения в суд с настоящим иском, прошло более 18 лет проживания истца по указанному адресу, доказательств того, что кто-то имеет претензии к истцу по поводу ее прав на спорное жилое помещение, суду не предоставлено.
Из показаний ВИВ установлено, что спорное жилое помещение она предоставила семье К. для постоянного проживания, при этом, она не претендует на данную квартиру.
Судом установлено, что КОА на протяжении длительного времени использует жилое помещение по назначению, полагая, что она является его собственником, несет бремя его содержания.
Таким образом, у истца возникли правовые основания для получение выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного от чрезвычайной ситуации жилого помещения.
Доказательств того, что у истца имеется в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение, суду не предоставлено.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, учитывая наступление зимнего периода времени, проживание истца в жилом помещении, признанном подлежащим капитальному ремонту, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению в целях недопущения возникновения угрозы для жизни и здоровья истца в части включения ее в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах КОА удовлетворить.
Установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения КОА жилым помещением по адресу: <адрес> как своим собственным имуществом в течение срока приобретательной давности.
Признать за КОА право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в 2021 году.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить КОА в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести КОА выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Обратить решение суда к немедленному исполнению в части включения КОА в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2022 года.
Судья И.П. Сатина