Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1656/2023 ~ М-139/2023 от 09.01.2023

2а-1656/2023

УИД 63RS0045-01-2021-011052-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

          31 марта 2023 года                                                                               г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мамакиной В.С.,

при секретаре Юзеевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1656/2023 по административному исковому заявлению Степанова ФИО7 к Фонду пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ

    Степанов М.М. обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к Фонду пенсионного и социального страхования по Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, в обоснование указывая, что Степанов М.М. является получателем пенсии по <данные изъяты> Размер его пенсии составляет 17772,35 руб.

    В рамках сводного исполнительного производства -ИП судебным приставом ОСП Промышленного района г.Самары Соковой Н.В. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об удержании из пенсии должника 20%.

    ДД.ММ.ГГГГ Степановым М.М. была получена пенсия в размере 8886,18 руб., т.е. в размере 50% ДД.ММ.ГГГГ что значительно ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров в <адрес>.

    Считает неправомерным действия административного ответчика по увеличению размера удержаний из пенсии должника до 50% при получении исполнительного документа напрямую от взыскателя, поскольку указанное нарушает требования ст.446 ГПК РФ, которой установлен запрет на взыскание более величины прожиточного минимума.

    Просит, с учетом уточнений, признать незаконными действия Фонда пенсионного и социального страхования по Самарской области, выразившиеся в удержанию из пенсии Степанова М.М. 30% страховой части на основании ст.29 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и удержания денежных средств в размере 5331,77 рублей без учета требований ст.446 ГПК РФ; признать незаконным бездействие ФПС РФ по Самарской области, выразившееся в невынесении локального правового акта с указанием оснований установления размера удержаний в 30% из страховой части пенсии Степанова М.М. в соответствии с требованиями ст.99 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и с учетом ст.446 ГПК РФ; обязать ФПС РФ по Самарской области принять локальный правовой акт при совершении удержаний из страховой части пенсии Степанова М.М. денежных средств по исполнительному документу ПАО «Сбербанк» с указанием оснований установления размера удержаний в 30% в соответствии с требованиями ст.99 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и с учетом требований ст.446 ГПК РФ.

    В судебном заседании Степанов М.М. доводы административного иска поддержал, указал на незаконность установления размера удержаний дополнительно в размере 30% за январь 2023, поскольку оставшаяся сумма пенсии составила менее величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Пенсионный фонд, как орган, исполняющий судебный акт, должен руководствоваться законом 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и при произведении удержаний сохранять пенсионеру величину прожиточного минимума. Кроме того, полагает, что административным ответчиком должен быть принят локальный акт, в котором бы устанавливался размер удержаний 30% с указанием оснований принятия такого решения.

    Представитель административного ответчика ФПС по Самарской области по доверенности Николаева Л.А. в судебном заседании заявленные требования не признала. Указала, что исполнительный документ поступил непосредственно от взыскателя ПАО Сбербанк России, в связи с чем, отделением был установлен размер удержаний 30%, что в совокупности с установленным постановлением судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ размеру удержаний в рамках сводного исполнительного производства 20%, не превышает установленный ст.29 закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ максимальный размер удержаний 50%. Указала, что вынесение отдельного локального акта в данном случае не предусмотрено, поскольку размер удержаний устанавливается в программном обеспечении в соответствии требования Федерального закона. Обязанность по сохранению прожиточного минимума на пенсионный фонд не возложена. С таким заявлением должник должен обращаться в отдел судебных приставов по месту нахождения исполнительного производства.

    Заинтересованные лица в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.

    В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

    Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.

    Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п. 2 чт. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

    Установлено, что на исполнении в Фонду пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области находится сводное исполнительное производство -СДв отношении должника Степанова М.М.

    Постановлением судебного пристава ОСП Промышленного района г.Самары Соковой Н.В. вынесено постановление об удержании 20% из пенсии должника в рамках указанного сводного исполнительного производства.

ДД.ММ.ГГГГ в ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации по Самарской области поступило заявление ПАО «Сбербанк» о взыскании со Степанова М.М. задолженности в сумме 51886,69 руб. по исполнительному документу по делу №2-224/19 от ДД.ММ.ГГГГ. Размер удержаний по поступившему исполнительному документу установлен административным ответчиком самостоятельно в размере 30 % от суммы выплат. Удержания произведены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 15995,10 руб.

          Степанов М.М. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 17772,35 рублей.

На основании поступивших в Отделение ПФ РФ по Самарской области исполнительных документов из страховой пенсии и ФСД ФИО1 производились удержания на основании постановления ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (пенсию) по исполнительному производству -СД, определенном судебным приставом-исполнителем в размере 20% от суммы установленных выплат, и на основании исполнительного документа по делу №2-224/19 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30% в пользу ПАО «Сбербанк».

           Указывая на незаконность действий административного ответчика в части установления дополнительного процента удержаний из пенсии в размере 30%, Степанов М.М. ссылается на вступивший с 01.02.2022 в силу ФЗ от 29.06.2021 № 234-ФЗ «О внесении изменений в ст.446 ГПК РФ и ФЗ № 229-ФЗ», которым закреплено право должника при обращении взыскания по исполнительным документам на сохранение денежных средств в сумме не менее установленной величины прожиточного минимума самого должника.

           Возражая против удовлетворения заявленных требований административный ответчик, со ссылкой на ч.3 ст.29 Закона №400-ФЗ, ч.2 ст.229-ФЗ, указывает на законности своих действий и установления процента удержаний 50% в соответствии с требованиями указанных выше правовых норм: 20% по исполнительному производству и 30% в соответствии со ст.29 закона «О страховых пенсиях».

Вместе с тем, принимая решение об установлении размера удержаний в счет погашения задолженности Степанова М.М. перед ПАО «Сбербанк» в размере 30 % от суммы установленных выплат, пенсионный фонд не учел следующие требования закона.

Согласно статьям 7, 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

В перечень государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 июля 2018 года N 352р вышеуказанные функции по исполнению не включены, следовательно, пенсионный фонд при реализации указанных полномочий должен руководствоваться законодательством об исполнительном производстве.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ к мерам принудительного исполнения, в том числе относится и обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Также статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) предусмотрена возможность производить удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании исполнительных документов (пункт 1 части 1); при этом удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3).

Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ и части 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусматривается максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О и др.).

В силу приведенных норм, Пенсионному фонду при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, которая является для него единственным источником дохода, следует учитывать размер этой пенсии в сопоставлении с величиной установленного в регионе прожиточного минимума, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

          В соответствии с постановлением правительства Самарской области от 21.12.2022 N 1198, величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ на 2023 составляет 11621 руб.

           Установлено, что источником дохода ФИО1 является пенсия и ФСД, что составляет 17556,61 руб. При удержании 50% из пенсии ДД.ММ.ГГГГ оставшаяся сумма пенсии составила 8886,15 руб., в связи с чем, суд приходит к выводу, что при определении размера удержаний из пенсии административного истца, являющегося пенсионером, пенсионным органом не был учтен размер оставшейся после удержания из пенсии с тем, чтобы сохранить должнику необходимые условия для существования.

          Доводы административного ответчика о том, что на пенсионный фонд не возложена обязанность по сохранению прожиточного минимума должника, а также необходимости обратиться с таким заявлением в отделение судебных приставов, где находится исполнительное производство, несостоятельны, поскольку в данном случае исполнительный документ от ПАО Сбербанк поступил непосредственно в пенсионный фонд, исполнительное производство на основании указанного исполнительного документа не возбуждалось.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований в части незаконности действий административного ответчика при установлении дополнительного размера удержаний в размере 30%, поскольку в силу норм действующего законодательства Пенсионному фонду при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, которая является для него единственным источником дохода, следует учитывать размер этой пенсии в сопоставлении с величиной, установленного в регионе прожиточного минимума, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования. Удержания из пенсии административного истца в размере 50% значительно ухудшают материальное положение должника, не обеспечивают поддержание достойных условий его жизни, поскольку оставшаяся после удержания часть пенсии значительно меньше величины прожиточного минимума.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В качестве способа восстановления нарушенного права административный истец просит возложить на административного ответчика обязанность принять локальный акт об определении размера удержаний из пенсии должника в соответствии с требованиями ст.99 Закона «Об исполнительном производстве».

          Согласно положениям Конституции Российской Федерации, закрепленных в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда. В этой связи, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, и в рассматриваемом случае своим решением подменять установленную Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" процедуру принятия решений об установлении размера удержаний из пенсии административного истца.

При данных обстоятельствах, для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность установить процент удержаний из пенсии административного истца в соответствии с требования ст.99 Закона «Об исполнительном производстве».

    В связи с изложенным выше, суд также не находит оснований для возложения обязанности на административного ответчика по принятию локального правового акта при совершении удержаний из пенсии Степанова М.М., поскольку указанное относится к непосредственной компетенции административного ответчика.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ

    Административное исковое заявление Степанова ФИО8 удовлетворить частично.

    Признать незаконным действия Пенсионного фонда РФ по Самарской области по установлению дополнительных 30% удержаний из пенсии должника Степанова М.М.

    Возложить на ОПФ РФ обязанность установить размер удержаний из пенсии Степанова ФИО9 в соответствии с требованиями ст.99 Закона «Об исполнительном производстве».

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

    Мотивированное решение составлено 14 апреля 2023 года.

    Судья                                                                                 В.С.Мамакина

2а-1656/2023 ~ М-139/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанов М.М.
Ответчики
ГУ ОПФР по Самарской области
Другие
ПАО Сбербанк
СПИ ОСП Промышленного района г.о. Самара Долматова О.В.
СПИ ОСП Промышленного района г.о. Самара Сокова Н.В.
ОСП Промышленного района ГУ ФССП по Самарской области
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Мамакина В. С.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2023Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Подготовка дела (собеседование)
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
23.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее