Дело № 2-2022/2022
73RS0003-01-2022-003272-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 7 сентября 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Андросовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр объектов федеральной собственности, обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанного объекта,
у с т а н о в и л :
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее – МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) о возложении обязанности включить защитное сооружение гражданской обороны в реестр объектов федеральной собственности, обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанного объекта.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере использования объектов гражданской обороны, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.
Прокурорской проверкой установлено, что на территории Железнодорожного района г. Ульяновска расположено защитное сооружение по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтянников, 12, инвентарный №25-73.
Данное помещение передано ЗАО «Ульяновский мебельный комбинат» (в настоящее время ООО «Ресурс») на основании договора ответственного хранения и безвозмездного пользования от 25.10.2004.
Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.
Из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны г. Ульяновска МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска» следует, что защитное сооружение принадлежит агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области имущества, которое в силу закона относится к объектам федеральной собственности, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Убежище относится к защитному сооружению гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью.
В силу пунктов п.п. 2.1, 2.2, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России 15.12.2002 № 583, учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
При эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В связи с чем, прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит обязать МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтянников, 12, инвентарный номер 25-73, в реестр объектов федеральной собственности, а также обеспечить надлежащее содержание и обслуживание указанного объекта в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России 15.12.2002 № 583.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска Морозов О.А. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области Тазеева О.И. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленных в суд письменных возражениях просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьего лица ГУ МЧС России по Ульяновской области Александров И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Трефилова В.Э. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в письменном отзыве, что исковые требования поддерживает.
Представители третьих лиц Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, ООО Ресурс» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее - Положение о гражданской обороне).
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309), который определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно п. 3.2.1 указанных Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с пунктом 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Абзацем 4 статьи 7 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны при использовании убежища (противорадиационного укрытия) № 25-73, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, проезд Нефтяников, 12.
На основании договора ответственного хранения и безвозмездного пользования от 25.10.2004 данный объект передан ЗАО «Ульяновский мебельный комбинат, защитное сооружение находится на учете в МБУ «Управление гражданской защиты г. Ульяновска».
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования убежища (противорадиационного укрытия) инвентарный № 25-73, утвержденному ООО «Ульяновский мебельный комбинат» 30.07.2018, защитное сооружение находится на территории ООО «Ульяновский мебельный комбинат» и используется для обучения рабочих и служащих по вопросам гражданской обороны.
Правопреемником ЗАО «Ульяновский мебельный комбинат» является ООО «Ресурс».
Статус названного объекта как убежища подтвержден наличием паспорта убежища и нахождением на учете, следовательно, на данный объект распространяются требования Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Объект гражданской обороны (убежище) расположен на территории ООО «Ресурс».
25.10.2004 по договору безвозмездного пользования объект передан на ответственное хранение ЗАО «Ульяновский мебельный комбинат» (правопреемник - ООО «Ресурс»), которое приняло на себя обязательства по сохранению защитного сооружения, поддержанию в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов, а также обязанность накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре (пункты 2.1, 2.2).
18.07.2020 прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обращался в суд с иском к ООО «Ресурс», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, регулирующих содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: г.Ульяновск, проезд Нефтяников, д. 12.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 18.08.2020 (гражданское дело №2-1458/2022) заявленные требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 26.01.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2021 состоявшиеся по делу судебные постановления оставлены без изменения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2022 решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 18.08.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 26.01.2021 и определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2021 отменены, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 30.05.2022 производство по гражданскому делу №2-878/2022 прекращено в связи с отказом прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска от исковых требований к ООО «Ресурс», Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, регулирующих содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны в отношении защитного сооружения, расположенного по адресу: г.Ульяновск, проезд Нефтяников, д. 12.
В судебном заседании установлено, что защитное сооружение гражданской обороны инвентарный № 25-73, расположенное по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, проезд Нефтяников, 12, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Ульяновской области и Российской Федерации не значится.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
Убежища являются объектами гражданской обороны, которые не поименованы в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, и относятся к объектам федеральной собственности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с последующим изменениями) приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена (пункт 2.1.37).
В силу пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с данной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 458 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых межрегиональное территориальное управление осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых межрегиональное территориальное управление осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Как указывалось выше, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.
Учитывая изложенное, требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска о возложении на МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области обязанности включить защитное сооружение инвентарный номер 25-73, расположенное по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтянников, 12, в реестр объектов федеральной собственности, подлежат удовлетворению.
Возложение на ответчика указанной обязанности направлено на сохранение объектов гражданской обороны, необходимых для защиты населения в военное время, при чрезвычайных ситуациях. Указанные действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества, которым является МТУ Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области.
Доводы представителя ответчика относительно отсутствия сведений о приписанных укрываемых гражданах в спорном защитном сооружении, отсутствия потребности в данном защитном сооружении и его непригодном техническом состоянии не исключают вышеназванной обязанности, поскольку сведений о снятии объекта с учета как защитного сооружения гражданской обороны не имеется.
При разрешении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить надлежащее содержание и обслуживание спорного объекта в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России 15.12.2002 № 583, суд исходит из следующего.
Обязанность по надлежащему содержанию и обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны возложена на ответчика в силу закона.
Судом учитывается, что решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 18.08.2020 по гражданскому делу №2-1458/2020 были удовлетворены исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ресурс» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, регулирующие содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, на ООО «Ресурс» возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно произвести герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтяников, д. 12, а также привести в исправное состояние все инженерно-техническое оборудование защитного сооружения, пройти проверку качественного состояния фильтров-поглотителей, завести журнал оценки технического состояния защитного сооружения, нанести белой краской порядковые номера с наружной и внутренней стороны на все защитные и защитно-герметические ставни бомбоубежища, разблокировать аварийный выход защитного сооружения, опечатать герметические клапана, санузлы, установить указатели направления к защитному сооружению, произвести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем, изготовить второй комплект ключей от бомбоубежища.
Из материалов исполнительного производства №66228/21/73042-ИП от 07.05.2021 следует, что вышеуказанное решение исполнено ООО «Ресурс» в полном объеме, в связи с чем, 29.11.2021 исполнительное производство окончено.
После того, как ООО «Ресурс» исполнило вышеуказанное решение суда, проверка технического состояния защитного сооружения не проводилась, факт ненадлежащего состояния защитного сооружения на момент рассмотрения настоящего дела не установлен. В связи с чем, данные требования прокурором заявлены преждевременно.
Таким образом, иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) инвентарный номер 25-73, расположенное по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтянников, 12, в реестр объектов федеральной собственности.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Р. Санатуллова