Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.
при секретаре Машкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению Панкратовой Е.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по Орловской области о взыскании невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия службы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Панкратова Е. В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Орловской области (далее УФМС России по Орловской области), о взыскании невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия службы и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что она является сотрудником органов внутренних дел РФ с 1992 года. В период с января 2006 по июль 2013 года являлась сотрудником УФМС России по Орловской области, с 01 января по 19 июля 2013 года проходила службу в должности старшего инспектора межрайонного отдела УФМС по Орловской области с присвоенным специальным званием «капитан внутренней службы». В её должностные обязанности входило осуществление выдачи и замены гражданам РФ документов, удостоверяющих их личность на территории РФ. С 20 июля 2013 года она откомандирована в УМВД России по Орловской области, где назначена на должность помощника оперативного дежурного УМВД России по г. Орлу. Приказом ФМС России от 27.02.2013 года № утвержден Перечень должностей сотрудников Федеральной миграционной службы, при замещении которых выплачивается надбавка к месячному окладу за особые условия службы, и размер ежемесячной надбавки по этим должностям. Этим же приказом установлено, что названные выплаты необходимо производить с 01 января 2013 года. Пункт 5 Перечня включает в себя должности в территориальных органах ФМС России, связанные с выдачей и заменой гражданам РФ документов, удостоверяющих их личность на территории РФ. Названная деятельность в период ее службы в УФМС России по Орловской области, являлась ее должностной обязанностью, поэтому занимая должность старшего инспектора УФМС с учетом выполнения обязанностей включенных в Перечень, дает ей право на получение ежемесячной дополнительной надбавки за особые условия службы. Размер надбавки – 10% от должностного оклада. Однако соответствующего приказа до её откомандирования Управлением ФМС издано не было. На ее неоднократные устные, в том числе телефонные, обращения сотрудники кадровой и правовой службы поясняли, что приказ находится в стадии подготовки и будет издан позже. В конце ноября 2013 года такой приказ был подготовлен, однако в пункт Приказа об установлении сотрудникам соответствующей надбавки её не включили. Поскольку её должностной оклад составляя № рублей, то размер невыплаченной надбавки за особые условия службы составлял № рублей в месяц. Задолженность по этому виду надбавки за период её службы в УФМС России по Орловской области с 01.01.2013 года по 19.07.2013 года составляет № рублей. Указанная сумма задолженности для нее является существенной, так как составляет практически половину её заработной платы. Она одна воспитывает несовершеннолетнюю дочь, неполученная ею денежная выплата отразилась на ее благополучии. Узнав, что её не включили в приказ об установлении надбавки, у нее ухудшилось самочувствие, повысилось артериальное давление, в связи с чем, она проходила длительное лечение, в том числе и курс лечения в стационаре. Незаконными действиями руководства УФМС России по Орловской области в части невыплаты ей ежемесячной надбавки за особые условия службы причинили ей нравственные страдания, которые она оценивает в № рублей. По изложенным основаниям просит взыскать с УФМС России по Орловской области в её пользу сумму невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия службы за период с 01 января по 19 июля 2013 года в размере № рублей и денежную компенсацию морального вреда в размере № рублей.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, просит суд взыскать с УФМС России по Орловской области в её пользу сумму невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия службы за период с 01 января по 19 июля 2013 года в размере № рублей и денежную компенсацию морального вреда в размере № рублей. Суду пояснила, что при составлении искового заявления допустила арифметическую ошибку при исчислении ежемесячной надбавки за особые условия службы. В действительности размер невыплаченной надбавки за особые условия службы составляет № рублей в месяц из расчета 10% от должностного оклада.
В судебном заседании истица Панкратова Е. В. уточненные исковые требования поддержала. В обоснование требования о взыскании надбавки указала, что в период с января 2006 по 19 июля 2013 года являлась сотрудником УФМС России по Орловской области, с 01 января по 19 июля 2013 года проходила службу в должности старшего инспектора межрайонного отдела УФМС по Орловской области с присвоенным специальным званием «капитан внутренней службы». В ее должностные обязанности, в том числе входило осуществление приема граждан по вопросам восстановления паспортов, об утрате которых заявлено; рассматривала заявления граждан о восстановлении утраченных паспортов, проводила необходимые проверки в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, готовила заключения для утверждения руководством, производила регистрацию найденных паспортов, оформляла временные удостоверения личности. Её должность в УФМС России по Орловской области была связана с осуществлением выдачи и замены гражданам РФ документов, удостоверяющих их личность на территории РФ. Выполнение возложенных на нее обязанностей являлось основанием для установления ей УФМС России по Орловской области денежной надбавки за особые условия службы в размере 10% должностного оклада. Однако в нарушение ее прав работодатель в период ее службы в УФМС России по Орловской области приказ, который является основанием для выплаты надбавки, так и не издал. В отношении остальных сотрудников указанный приказ с перерасчетом с 01.01.2013г. был издан ответчиком после ее увольнения. О существовании данного приказа, а также о том, что она не включена в этот приказ, ей стало известно в конце ноября 2013 года. Полагает, что срок исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями ею не пропущен, так как о нарушении своего права она узнала только в конце ноября 2013 года. Считает, что ответчик неправильно определяет начало течения срока исковой давности, так как приказ об установлении ежемесячной надбавки за особые условия службы в период прохождения службы до 19.07.2013 года не издавался и был принят только 19.11.2013 года. Моральный вред Панкратова Е. В. обосновала тем, что в результате несвоевременной выплаты указанных в иске сумм, у нее на нервной почве обострился остеохондроз, в связи с чем, она проходила стационарное лечение в отделении неврологии Госпиталя МСЧ МВД по Орловской области.
Представитель ответчика УФМС России по Орловской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, суду пояснила, что на момент издания приказа УФМС России по Орловской области № от 19.11.2013 года об установлении сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 10% от должностного оклада с 01.01.2013 года служебные отношения с Панкратовой Е. В. были прекращены, поэтому истица не могла быть включена в этот приказ. В части требований о взыскании надбавки к должностному окладу за особые условия службы истец пропустил предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд. Приказ ФМС России от 27.02.2013 года № был опубликован в Российской газете от 03.04.2013 года № 71, т. е. находился в свободном доступе с апреля 2013 года. О полагающейся надбавке истице стало известно из этого приказа. Денежное содержание перечислялось истцу на счет ежемесячно, и размер выплат истцу был известен. Истице при увольнении был выдан денежный аттестат, при несогласии с размером выплаченного денежного содержания Панкратова Е. В. имела возможность в трехмесячный срок с момента получения денежного довольствия, обратиться в суд с иском, однако обратилась в суд с исковыми требованиями только 14.02.2014 года. Просит применить последствия пропуска срока исковой давности, отказать истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия службы. Требование о взыскании компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежит в виду отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и нравственными страданиями истца.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
По смыслу ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом.
Следуя системному толкованию закона, следует вывод, что нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.
Порядок прекращения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации на момент увольнения Панкратовой Е. В. регулировался Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предметом которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулированы отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2013 N 85 "О ежемесячной надбавке к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе" установлено, что ежемесячная надбавка к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы (далее - надбавка) устанавливается к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе (далее - сотрудники), в случае, если условия службы и характер выполняемых ими задач соответствуют особым условиям службы, установленным перечнем, утвержденным настоящим постановлением. В случае если сотрудник имеет право на получение надбавок по нескольким основаниям в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением, размер этих надбавок суммируется. Суммарный размер надбавки не может превышать 100 процентов месячного оклада сотрудника в соответствии с замещаемой должностью.
Из содержания пунктов 3-6 Постановления Правительства РФ от 05.02.2013г. № 85 следует, что перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка, и размеры надбавки по этим должностям в установленных пределах определяются руководителем Федеральной миграционной службы применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники. Выплата сотрудникам надбавки осуществляется одновременно с выплатой оклада месячного денежного содержания, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых Федеральной миграционной службе в федеральном бюджете на денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приказом ФМС России от 27.02.2013 N 54 "Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы, и размера ежемесячной надбавки по этим должностям" утвержден прилагаемый Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы, и размер ежемесячной надбавки по этим должностям.
Согласно п. 2 Приказа ФМС России от 27.02.2013 N 54 выплаты, предусмотренные настоящим приказом, должны производиться с 1 января 2013 г.
В соответствии Перечнем должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы, и размера ежемесячной надбавки по этим должностям, ежемесячная надбавка к месячному окладу за особые условия службы выплачивается лицам, замещающим должности в территориальных органах ФМС России, связанные: с производством по делам о гражданстве Российской Федерации; с осуществлением выездных проверок по вопросу соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; с осуществлением выдачи и замены гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации, а также с оформлением и выдачей паспортов и иных документов граждан Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию - 10 процентов от должностного оклада.
Сроки расчета при увольнении, порядок взыскания компенсации за просрочку выплаты причитающихся работнику сумм и основания компенсации морального вреда применительно к спорным правоотношениям нормами специального права не предусмотрены, в связи с чем при урегулировании спорных правоотношений подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что Панкратова Е. В. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В период с 01.01.2013 года по 19.07.2013 года находилась в распоряжении УФМС России по Орловской области, замещала должность старшего инспектора отделения паспортной работы межрайонного отдела УФМС России по Орловской области с присвоением специального звания «капитан внутренней службы».
Приказом УФМС России по Орловской области № от 19.07.2013 года Панкратова Е. В. уволена в связи с переводом в УМВД по Орловской области.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Из денежного аттестата № выданного Панкратовой Е. В. в связи с переводом в Управление МВД России по Орловской области следует, что на момент перевода истцы ее выслуга лет по состоянию на 19.07.2013г. составляла 20 лет 7 месяцев 24 дня, должностной оклад – № рублей, оклад по специальному званию – № рублей. В соответствии с аттестатом при переводе истцу полагалась выплата денежного довольствия за период с 01.07.2013г. по 19.07.2013г. в сумме № рублей, из которых № рублей – должностной оклад, № рублей – оклад по специальному званию, № рублей – ежемесячная премия (25%), № рублей– надбавка за выслугу лет.
Согласно должностной инструкции старшего инспектора отделения паспортной работы межрайонного отдела УФМС России по Орловской области капитана внутренней службы Панкратовой Е. В., утвержденной начальником УФМС России по Орловской области 25.12.2012 года, в должностные обязанности Панкратовой Е. В. входило: осуществление приема граждан по вопросам восстановления паспортов, об утрате которых заявлено; рассмотрение заявлений граждан о восстановлении утраченных паспортов, проведение необходимых проверок в установленные законом сроки и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, подготовка заключений для утверждения руководством, регистрация найденных паспортов; проверка принадлежности к гражданству РФ лиц, заявивших об утрате паспортов гражданина РФ, оформление временных удостоверений личности и другие обязанности.
Таким образом, истица замещала должность в территориальном органе ФМС России, связанную с осуществлением выдачи и замены гражданам РФ документов, удостоверяющих их личность на территории РФ.
Указанные обстоятельства признаны в судебном заседании представителем ответчика. Представитель ответчика подтвердила, что в случае, если бы приказ УФМС России по Орловской области об установлении сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия от 19.11.2013 года издавался в период прохождения истицей службы в УФМС России по Орловской области, т. е. до ее перевода в УМВД по Орловской области, то Панкратова Е. В. также как и другие сотрудники была бы включена в этот приказ и ей была бы установлена ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 10 % от должностного оклада.
В судебном заседании также установлено, что ежемесячная надбавка к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы истцу не устанавливалась и не выплачивалась.
Из объяснений истца и представителя ответчика ФИО3 следует, что основанием для выплаты надбавки за особые условия службы является приказ начальника УФМС России по Орловской области. Приказ об установлении ежемесячной надбавки к месячному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы в отношении истца до ее перевода в УМВД по Орловской области не издавался. Указанные суммы в расчет при увольнении Панкратовой Е. В. не включались, что подтверждается денежным аттестатом № выданным истцу.
Вместе с тем, судом также установлено, что приказом начальника УФМС России по Орловской области № л/с от 19.11.2013г., изданным во исполнение Постановления Правительства РФ от 05.02.2013г. № и Приказа ФМС России от 27.02.2013г., действующим на дату 19.11.2013г., сотрудникам УФМС России по Орловской области с 01.01.2013г. были установлены надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 10% от должностного оклада.
Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчиком были существенно нарушены права и законные интересы истца Панкратовой Е. В. в период ее службы в УФМС России по Орловской области, выразившиеся в не издании приказа об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу в соответствии с замещаемой должностью за особые условия службы, в результате которых Панкратова Е. В. не дополучила за период с 01.01.2013г. по 19.07.2013г. № рублей ((№ (должностной оклад) х 10% х 6 (месяцев)) + (№ (должностной оклад за период с 01.07.2013г. по 19.07.2013г.) х 10%)). Учитывая изложенное, суд полагает необходимым взыскать указанную сумму с УФМС России по Орловской области в пользу Панкратовой Е. В.
При вынесении решения суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения с указанным исковым требованием, поскольку в судебном заседании было установлено, что основанием для выплаты спорной надбавки является приказ начальника УФМС. Об издании данного приказа в отношении других сотрудников, а следовательно и о нарушении своего права Панкратова Е. В. узнала только в конце ноября 2013 года.
В части требований о компенсации морального вреда судом установлено следующее.
Из статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Установив неправомерность действий работодателя УФМС России по Орловской области, выразившихся в нарушении трудовых прав Панкратовой Е. В. в связи с невыплатой в течение длительного времени ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, суд приходит к выводу, что требования о компенсации морального вреда являются законными, обоснованными, и подлежащими частичному удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины работодателя и период ненадлежащего исполнения им своих обязательств. Исходя из принципа разумности и справедливости, а также с учетом конкретных обстоятельств дела и заявленной суммы компенсации морального вреда, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика УФМС России по Орловской области в пользу истца Панкратовой Е. В. в размере № рублей.
Истицей не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что стационарное лечение в отделении неврологии явилось следствием перенесенных ею нравственных страданий в связи с невыплатой надбавки за особые условия службы. Как следует из представленного истицей эпикриза, врачом неврологом ей рекомендовано избегать переохлаждений и исключить подъем тяжести, что позволяет суду сделать вывод об иной причине проявления остеохондроза, не связанной с переживаниями.
С учетом изложенного суд находит исковые требования истца подлежащими частичному удовлетворению. С УФМС России по Орловской области в пользу Панкратовой Е. В. подлежит взысканию сумма надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере № рублей и денежная компенсация морального вреда в сумме № рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Панкратовой Е.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по Орловской области о взыскании невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия службы и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Орловской области в пользу Панкратовой Е.В. сумму невыплаченной ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы за период с 01.01.2013г. по 19.07.2013г. в сумме № рублей № копеек, денежную компенсацию морального вреда в сумме № рублей № копеек, а всего № рублей.
В остальной части исковых требований Панкратовой Е. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до 22 апреля 2014г.
Судья Ю. В. Тишаева