Судья Мишарина И.С. Дело № 21-87/2022
(дело № 12-1948/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев в городе Сыктывкаре Республики Коми 09 февраля 2022 года жалобу ООО «НордСтар» на постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30.11.2020 <Номер обезличен>, решение должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 20.01.2021 <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «НордСтар»,
установил:
постановлением ... от 30.11.2020 <Номер обезличен> ООО «НордСтар» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Определением от 20.01.2021 в постановление от 30.11.2020 <Номер обезличен> внесены изменения в описательную часть.
20.01.2021 ... принято решение об оставлении постановления о назначении административного наказания <Номер обезличен> от 30.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, без изменения, жалобу ООО «НордСтар» - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа и решением вышестоящего должностного лица, ООО «НордСтар» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.
Судьей принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица контролирующего органа, и решения вышестоящего должностного лица без изменения.
Оспаривая состоявшиеся по делу решения, юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности, обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об их отмене, как незаконных и необоснованных.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрена жалобы на состоявшиеся по делу решения, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились.
На основании статьи 30.6 КоАП РФ жалоба на состоявшиеся по делу решения рассмотрена в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на жалобу, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 212 от 28.04.2020 «О начале в 2020 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми» установлено в 2020 году начало пожароопасного сезона на территории Республики Коми с 30.04.2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, действовавшим в 2020 году, утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
В силу пунктов 9(1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ (подпункт "б" пункта 17 Правил).
Пунктом 19 указанных Правил установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Продавец) и ООО «НордСтар» (Далее - Покупатель), заключен Договор купли-продажи лесных насаждений № 6-К от 12 ноября 2018 года (Далее - Договор).
По настоящему договору, Продавец передал лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации (далее - лесные насаждения), в собственность Покупателю для заготовки древесины в соответствии с частями 2 - 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а Покупатель принял на себя обязательства принять лесные насаждения и внести за них плату в соответствии с разделом III настоящего Договора.
В соответствии с пунктом 2 Договора лесной участок распложен Республика Коми МР «Сосногорск», Сосногорское лесничество Усть-Ухтинское участковое лесничество квартал 207 выдел 1,4 делянка 7.
Согласно пункту 8 разделу 2 Договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом, очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины. Крупные порубочные остатки разделяются на отрезки до 3-х метров. Осуществляется их сбор, укладка на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке. Мелкие порубочные остатки равномерно разбрасываются в измельченном виде по площади лесосеки в местах без подроста в 10 метрах от стены леса в целях улучшения лесорастительных условий. Сбор, укладка порубочных остатков на технологические коридоры с уплотнением лесозаготовительной техникой. При весенней очистке лесосек крупные порубочные остатки укладываются на технологические коридоры в валы не более 3 метров. На погрузочной площадке крупные порубочные остатки укладываются в кучи шириной не более 3 метров на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между кучами не менее 20 метров порубочные остатки на лесовозном усе укладываются в пределах проезжей части с последующей проминкой лесозаготовительной техникой. Сучья на вершиной части срубленных деревьев должны быть обрублены. При заготовке древесины в зимнее время года необходимо осуществлять весеннюю доочистку в следующие сроки с 12.11.2018 по 11.11.2019.Согласно подпункту «ж» пункта 15 раздела 4 Договора Покупатель обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 настоящего Договора, в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 №626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 №607, Правилами заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Рослесхоза от 05.12.2011 №512, а также Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367.
Сроки и условия вывоза древесины, срок действия настоящего договора устанавливается с 12 ноября 2018 года по 11 ноября 2019 года.
06.07.2020 сотрудником ... на основании приложения 4 к Приказу Минприроды России 27.06.2016 №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, был произведен осмотр лесосеки на территории лесного фонда в квартале <Адрес обезличен>.
06.07.2020 в ходе осмотра ... выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в не очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 5,0 га, что подтверждается Актом осмотра лесосеки № 1 от 06.07.2020.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах ООО «НордСтар» в результате реализации договора купли-продажи лесных насаждений № 6-К от 12 ноября 2018 года образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 26.10.2020, постановлением по делу об административном правонарушении от 30.11.2020, актом осмотра лесосеки №1 от 06.07.2020, фототаблицей выявленного нарушения правил, и иными доказательствами по делу.
Выводы должностных лиц административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях ООО «НордСтар» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При исследовании в порядке статьи 2.1 КоАП РФ вопроса о наличии вины ООО «НордСтар» в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие обществом всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности не установлено. Ненадлежащее исполнение ООО «НордСтар» установленной обязанности, на что правомерно указано судом, и, как следствие, не проведение обязательных работ в установленный срок, повлекли нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности. Доказательств невозможности соблюдения обществом норм лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. Допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований лесного законодательства.
Допущенное обществом нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлено и образует состав вмененного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что на момент привлечения ООО «НордСтар» к административной ответственности истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, являются ошибочными и не влекут отмену состоявшихся по делу решений.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При рассмотрении дела судьей городского суда обоснованно указано, что административное правонарушение, вмененное в вину ООО «НордСтар», является длящимся и в данном случае заключаются в том, что общество, допустив нахождение отходов производства на территории лесосек, не приняло меры к соблюдению правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, продолжая нарушать законодательство в сфере пожарной безопасности, что свидетельствует о длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Обязанность собственника лесного участка соблюдать установленные требования после завершения срока вырубки не прекращается.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Совершенное обществом административное правонарушение обнаружено в ходе проверки 06.07.2020. Годичный срок давности в данном случае исчисляется с момента обнаружения длящегося административного правонарушения, то есть с 06.07.2020 и на день вынесения обжалуемого постановления должностного лица – 30.11.2020 не истек.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «НордСтар» с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ООО «НордСтар» возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении, решения вышестоящего должностного лица и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РПФ, судья
решил:
постановление ... от 30.11.2020 <Номер обезличен>, решение должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 20.01.2021 <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в отношении ООО «НордСтар» оставить без изменения, жалобу ООО «НордСтар» – без удовлетворения.
Судья - И.М. Машкина