№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Подусовской В.В.,
при помощнике судьи Козловой Д.А.,
с участием представителя ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» - Кабаева П.Т., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – Казаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по исковому заявлению Данилиной Т. В. к ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Данилина Т. В. в Красноглинский районный суд <адрес> с исковым заявлением ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации мотивируя заявленные требования тем, что ей не была довыплачена часть стоимости самостоятельно приобретенной ею ортопедической обуви (2 пары с утепленной подкладкой и без утепленной подкладки) на общую сумму 8079, 94 рублей, поскольку изначально для приобретения данной обуви ей была одобрена сумма в размере 22238 рублей, а после приобретения обуви и предоставления необходимых документов для получения соответствующей выплаты ей фактически была выплачена только сумма в размере 14167, 59 рублей.
Основываясь на вышеизложенном, Данилина Т.В. просит суд взыскать с ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> гарантированную компенсацию за приобретенные самостоятельно средства реабилитации в сумме 8079, 94 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 800000 рублей.
Истец Данилина Т.В. в судебное заседания не явилась, уведомлена надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения настоящего гражданского дела в суд от истца не поступало.
Представитель ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» - Кабаев П.Т. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержал доводы, изложенные в приобщенном к материалам дела письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил суду, что ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» на момент подачи Данилиной Т.В. заявления на получение компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенные средства реабилитации было наделено полномочиями только по принятию соответствующих заявлений, которые впоследствии рассматривались ГКУ СО «ГУСЗН».
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – Казакова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Данилиной Т.В. исковых требований, просила в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела письменном отзыве. Дополнительно пояснила суду, что заявление, поданное Данилиной Т.В. в ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», впоследствии поступило в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на исполнение и было исполнено, в соответствии с положениями Закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», путем перечисления в пользу Данилиной Т.В. компенсационной выплаты, размер которой рассчитан по последней завершенной процедуре закупки технического средства реабилитации.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, Министерство уведомлено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения настоящего гражданского дела от Министерства в суд не поступало.
В адрес суда поступил письменный отзыв Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> на заявленные исковые требования на заявленные исковые требования, приобщенный к материалам дела, в котором Министерство ссылается на отсутствие доказательств нарушения ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» прав истца, поскольку решение о наличии оснований для назначения компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделия Данилиной Т.В. в 2018 году ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» не выносилось и полученные документы были переданы специалистом Комплексного центра в региональное отделение Фонда социального страхования РФ согласно реестру для дальнейшей выплаты компенсации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Предусмотренные Федеральным законом меры социальной защиты являются расходными обязательствами Российской Федерации.
С <дата> осуществление <адрес> части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, прекращено.
Постановлением <адрес> от <дата> № «О внесении изменений в отдельные постановления <адрес>» вступившим в законную силу с <дата>, признаны утратившими силу отдельные постановления <адрес>, регулирующие порядки осуществления переданных Российской Федерацией государственных полномочий, а также государственные услуги по их предоставлению.
С <дата> полномочия по обеспечению федеральных льготников (лиц, проживающих на территории <адрес>) техническими средствами реабилитации (ТСР), санаторно-курортным лечением (при наличии показаний) и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно перешли к Государственному учреждению – Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации.
Установлено, что Данилина Т. В., <дата> года рождения, являющаяся инвалидом III группы, обратилась в ГКУ <адрес> «Комплексный центр обслуживания населения <адрес>» Красноглинское отделение <дата> с целью получения компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие: обувь ортопедическую сложную на утепленной подкладке – 1 пару; обувь ортопедическую сложную без утепленной подкладки – 1 пару.
Действующая на момент обращения Данилиной Т.В. базовая стоимость, в пределах которой осуществлялся возврат денежных средств, составляла 10756 рублей – для пары без утепленной подкладки, 11482 рубля – для пары на утепленной подкладке.
Однако, решение о наличии оснований для назначения компенсации за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие Данилиной Т.В. в 2018 году ГКУ СО «Комплексный центр обслуживания населения <адрес>» не принималось.
Заявление Данилиной Т.В., а также документы, подтверждающие ее расходы по самостоятельному приобретению протезно-ортопедического изделия, были переданы специалистами ГКУ СО «Комплексный центр обслуживания населения <адрес>» в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации согласно реестру для дальнейшей выплаты компенсации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № – ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от <дата>, со дня создания Фонда он осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.
В соответствии с п. 16 ч. 4 ст. 18 Закона № – ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», за Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.
<дата> в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> внесена запись о завершении реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
В связи с вышеизложенным, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> является правопреемником Государственного учреждения – Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок обеспечения ТСР и выплата компенсации в 2010-2018 годах регулировались постановлением <адрес> от <дата> № «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», которое утратило силу с <дата> (постановление <адрес> от <дата> №).
Начиная с <дата> Региональное отделение Фонда осуществляло обеспечение лиц, признанных инвалидами, и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории <адрес>, техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, а также предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Сведения по необеспеченным заявкам для последующего обеспечения, начиная с <дата>, были переданы в региональное отделение Фонда в рамках Соглашения от <дата> «О взаимодействии между Министерством и Самарским региональным отделением по информационному обмену сведениями по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».
Выплаты компенсации по решениям ГУСЗН были прекращены Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> с <дата> года.
Заявления о выплате компенсации, поданные в Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> в <дата> году и не обеспеченные по состоянию на <дата> были переданы в Региональное отделение Фонда.
Условия обеспечения инвалидов ТСР и порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, установленные постановлением <адрес> от <дата> № и применяемые Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> в <дата> года, отличается от положений федерального законодательства применяемого Региональным отделением Фонда.
Согласно п. 1.2. Порядка организации назначения и выплаты компенсации инвалидам (ветеранам) за технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия (утв. Постановлением <адрес> от <дата> №) размер компенсации определялся в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, по ценам контрактов, заключенных по состоянию на 1 апреля и 1 октября текущего года.
Тогда как ограничение исполненных контрактов, учитываемых при расчете компенсации двумя датами, не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно части 6 статьи 11 Закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от <дата> №н.
Размер компенсации определяется на дату подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации. При определении размера компенсации учитывается последняя по времени осуществления закупка технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
На официальном сайте Регионального отделения Фонда в разделе «обеспечение ТСР, ПОИ» во вкладке «Компенсация за <дата> гг.» размещались сведения о последних исполненных контрактах.
При назначении и выплате компенсации до завершения государственных контрактов, заключенных Региональным отделением Фонда, учитывались исполненные контракты уполномоченного в <дата> году органа – Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>.
По заявлениям, поданным в <дата> году, Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> принимались решения о назначении компенсации, размер которой отличался как в большую, так и в меньшую сторону от фактически выплачиваемой Региональным отделением Фонда.
Выплата компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР на основании заявлений, поступивших после <дата>, Региональное отделение Фонда производило в установленные Порядком №н сроки.
Установлено, что по заявлению инвалида Данилиной Т.В. от <дата> на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, а именно:
- «Обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки (пара)» сумма по чеку 10760, 00 рублей (сумма компенсации – 6847, 89 рублей – платежное поручение № от <дата>);
- «Обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке (пара)» сумма по чеку 11500,00 рублей (сумма компенсации – 7310, 17 рублей – платежное поручение № от <дата>).
Размер компенсации был определен по последнему исполненному государственному контракту на дату подачи заявления Данилиной Т.В. (<дата>):
- Государственный контракт №Т от <дата>, исполненный <дата> (реестровый номер №, заказчик ГКУ <адрес> «Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей <адрес>»).
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, расходными обязательствами признается обусловленная законом обязанность Российской Федерации предоставить физическому лицу средства из соответствующего бюджета (статья 6). Для исполнения расходных обязательств Российской Федерации предназначен федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объем бюджетных ассигнований на указанные цели, выделенный Государственному учреждению – Самарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, был исчерпан в связи с выполнением территориальным отделением Фонда принятых в процессе передачи полномочий решений Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в <дата> году.
Таким образом, выплаты Данилиной Т.В. осуществлены после поступления ассигнований в Региональное отделение из федерального бюджета. Выплата компенсации произведена по последней завершенной процедуре осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, предоставляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Основываясь на вышеизложенном, установив, что компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации произведена Данилиной Т.В. Государственным учреждением – Самарским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативные акты, предусматривающие доплату до фактически затраченных инвалидом средств на покупку ТСР отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Данилиной Т.В. о взыскании компенсации в заявленном размере за самостоятельно приобретенные средства реабилитации с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Также отсутствуют правовые основания для взыскания с ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, поскольку на момент рассмотрения заявления Данилиной Т.В. на выплату компенсации за ТСР ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» все документы граждан, не обеспеченных ТСР по состоянию на <дата>, а также принятых до <дата>, по которым денежные средства не были перечислены инвалидам, среди которых и заявка Данилиной Т.В., были переданы Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> для исполнения.
Поскольку оснований для удовлетворения основных требований о взыскании с ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации не имеется, у суда также отсутствуют правовые основания и для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РоссийскойФедерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Данилиной Т. В. к ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о взыскании невыплаченной компенсации, возмещении морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.В. Подусовская
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.В. Подусовская