Дело № 2-751/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ20 марта 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания Февралевой Р.А.,
с участием в деле истцов Арбузова Д.Н., Арбузовой О.Н.,
представителя ответчика - Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи Нарайкиной Н.В., действующей по доверенности № 33 от 15.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арбузова Д.Н. и Арбузовой О.Н. об обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить их семью в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
установил:
Абузов Д.Н., Абузова О.В. обратились в суд с иском к Государственному комитету Республики по делам молодежи об обязании включить семью Арбузова Д.Н. с членами семьи - женой, Арбузовой О.Н., сыном ФИО15 ДАТА рождения и дочерью ФИО14 ДАТА рождения - в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, обязании включить семью Арбузова Д.Н. с членами семьи - женой, Арбузовой О.Н., сыном ФИО15 ДАТА рождения и дочерью ФИО14 ДАТА рождения - в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2013 году участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В обоснование своего иска истцы указали, что он, Арбузов Д.Н., совместно с женой Арбузовой О.Н., сыном ФИО15 ДАТА рождения и дочерью ФИО14 ДАТА рождения зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Жилое помещение имеет общую площадь 59,7 кв.м., жилую площадь 39,1 кв.м.. В квартире зарегистрированы и фактически проживают 7 человек. Постановлением главы Администрации г. о. Саранск от 20 августа 2008 года № 1331 его семья из 4 человек как молодая семья принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретения жилья. Постановлением Администрации г.о. Саранск от 03.04.2012 № 1317 семья признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы за № 1051. 22.01.2014 из Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи получил отказ № 1716 от 31.12.2013 в получении социальной выплаты. Считают данный отказ незаконным.
Просили суд обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодёжи включить семью Абузова Д.Н. с членами семьи - женой Абузовой О.В., сыном ФИО15 ДАТА рождения и дочерью ФИО14 ДАТА рождения - в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году. Обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи включить семью Арбузова Д.Н. с членами семьи - женой Арбузовой О.Н., сыном ФИО15 ДАТА рождения и дочерью ФИО14 ДАТА рождения - в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2013 году участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.1-4).
20 марта 2014 года истцы уточнили исковые требования, в связи с чем просили суд обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи включить их семью в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В судебном заседании истцы Абузов Д.Н., Абузова О.В. уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
В судебном заседаним представитель ответчика – Государственногокомитета Республики Мордовия по делам молодежи Нарайкина Н.В. против удовлетворения иска не возражала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом класса или строительство индивидуального жилого дома эконом класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Так, из материалов дела следует, что постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 20.08.2008 № 1331 Абузов Д.Н. с составом семьи из четырех человека как молодая семья принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 03.04.2012 № 1317 семья Абузова Д.Н. признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
22.01.2014 года из Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи Абузов Д.Н. получил письменный отказ в получении социальной выплаты.
В вышеуказанном письме сообщалось, что в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Администрацией городского округа Саранск до 01.09.2012 года был сформирован список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом (2013) году по городскому округу Саранск, и направлен в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи.
Администрация городского округа Саранск включила их семью в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году по городскому округу Саранск.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет.
Учитывая, что список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году был утвержден 04.07.2013 года, а ДАТА Абузову Д.Н. исполнилось 36 лет, семья Абузовых не была включена в данный список, так как утратила право на получение социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы (л.д. 14-15).
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены Правила предоставления молодой семье социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Пунктом 6 названных Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а)возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35лет;
б)семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом7 настоящих Правил;
в)наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно подпунктам 20-26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки ворган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемомгоду, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1марта 2005г.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующийгод, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемомгоду (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующийгод на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10дней с даты утверждения списков молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат всоответствующемгоду.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В течение 2месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что семья Абузовых была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и включена в список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году.
На момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году Абузову Д.Н. исполнилось 36 лет.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена. Предусмотрена лишь возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является (пункт 26).
Данные обстоятельства, по мнению суда, не должны каким-либо образом ущемлять права истцов на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Иной подход влечет нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации недопустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом.
В соответствии с пунктами 10-14 Порядка реализации Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 года № 487, в случае если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в планируемом году или по иным причинам не смогли воспользоваться социальной выплатой, органы местного самоуправления муниципального образования письменно уведомляют уполномоченный орган о персональных данных подлежащих исключению из списка претендентов молодых семей и основаниях для их исключения.
Уполномоченный орган с учетом полученных уведомлений о высвободившихся средствах в течение 10 дней вносит изменение в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году за счет молодых семей, следующих по очереди участников подпрограммы, с учетом распределения финансовых средств между муниципальными образованиями. В течение 5 дней уполномоченный орган заключает дополнительное соглашение с муниципальным образованием о перераспределении высвободившихся средств.
Решение уполномоченного органа о внесении изменений в список претендентов доводится до администрации муниципальных образований выпиской из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат одновременно с заключением вышеуказанного дополнительного соглашения.
Администрация муниципального образования на основании выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и полученных в результате перераспределения высвободившихся средств в течение 10 дней выдает молодым семьям свидетельства.
В случае, когда высвободившихся средств из республиканского бюджета Республики Мордовия, поступивших в виде субсидий из федерального бюджета, недостаточно для выплаты социальных выплат, администрация муниципального образования направляет в уполномоченный орган дополнительную заявку на финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Таким образом, поскольку Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи незаконно исключил семью Абузовых из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, они свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2014 году не реализовали.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Арбузова Д.Н. и Арбузовой О.Н. об обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить их семью в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление истцов оплачено государственной пошлиной в размере 400 рублей (л.д. 5).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации исковое заявление граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
В этой связи истицу Абузову Д.Н. подлежат возмещению понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
При этом оставшаяся сумма государственной пошлины подлежит возврату истице по ее заявлению по правилам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которой уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Арбузова Д.Н. и Арбузовой О.Н. об обязании Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи включить их семью в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы удовлетворить.
Обязать Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи включить семью Арбузова Д.Н. в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Взыскать с Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи в пользу Арбузова Д.Н. государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья С.П. Парамонов