Дело № 2-111/23-2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Палагиной А.А.,
при секретаре Фоменко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафоростова №, Бобрышевой № к Комитету ЖКХ <адрес>, ООО «Жилсервис «Центр» о возложении обязанности осуществить ремонт выгребной ямы и замену наружных канализационных труб, осуществить подключение квартиры к сети центральной городской канализации, взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Шафоростов С.В. обратился в суд с иском к Комитету ЖКХ <адрес>, ООО «ЖилсервисЦентр», в котором просил суд вынести решение о незамедлительном ремонте выгребной ямы и замене наружных канализационных труб в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о подключении <адрес> к сети центральной городской канализации в срок до ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с каждого из ответчиков в его пользу по 5000 руб. в качестве денежной компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований Шафоростов С.В. указал, что муниципальный <адрес>, в котором он проживает до настоящего времени, несмотря на расположение в центре города, не имеет подключения к центральной городской канализации. Для слива нечистот во дворе указанного дома, 1952 года застройки, была сооружена выгребная яма, которая в настоящее время пришла в негодность, имеет неудовлетворительное, аварийное состояние. Также пришли в негодность и требуют замены канализационные трубы. Осуществить реконструкцию указанных сантехнических объектов своими силами и средствами он возможности не имеет. При этом он своевременно оплачивает коммунальные услуги, но пользоваться водопроводом на кухне квартиры не имеет возможности из-за неисправности указанных объектов. Таким образом, нарушается его право на получение услуги надлежащего качества в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ Государственным стандартом РФ №№ «Жилищно-коммунальные услуги» предусмотрено, что исполнитель обязан осуществлять работы по содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда, включающие в себя работы по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, а также осуществлять контроль состояния жилищного фонда. Ответчики, на которых возложены обязанности по осуществлению ремонта указанных объектов, подключения дома к центральной сети канализации, в свою очередь, незаконно бездействуют. Указанные обстоятельства унижают его человеческое достоинство и доставляют нравственные страдания, в связи с чем он, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, оценивает размер причиненных моральных страданий в общей сумме 10000 руб., по 5000 руб. с каждого из ответчиков.
В последующем в ходе судебного разбирательства в дело в качестве соистца вступила Бобрышева А.В. Просила суд обязать ООО «Жилсервис «Центр» незамедлительно осуществить ремонт выгребной ямы; обязать Комитет ЖКХ <адрес> обеспечить подключение <адрес> к сети центральной канализации, указав в обоснование заявленных требований, что она и двое ее несовершеннолетних детей занимают на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ две комнаты в трехкомнатной <адрес>. На протяжении многих лет она лишена возможности полноценно пользоваться раковиной на кухне из-за того, что выгребная яма, для водоотведения от кухни <адрес> находится в неудовлетворительном техническом состоянии. В настоящее время из-за невозможности проживания в данной квартире она вынуждена проживать в другом районе города, что доставляет ей значительные бытовые неудобства. С учетом изложенного, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявленные первоначально требования истцами Шафоростовым С.В. и Бобрышевой А.В. в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнялись и дополнялись. В окончательном виде истцы просили суд, ссылаясь на положения Закона РФ «О защите прав потребителей», возложить обязанность на ответчиков ООО «Жилсервис «Центр» и Комитет ЖКХ <адрес> осуществить ремонт выгребной ямы и замену наружных канализационных труб в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; обязать Комитет ЖКХ <адрес> осуществить подключение <адрес> к сети центральной городской канализации в 90-дневный срок со дня вступления в силу решения суда, а также взыскать с каждого из ответчиков в пользу каждого из истцов по 10000 руб. в качестве денежной компенсации морального вреда в связи с перенесенными страданиями и переживаниями по причине незаконных действий со стороны ответчиков.
В процессе разрешения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Государственная жилищная инспекция <адрес>, МУП «Водоканал <адрес>».
В судебное заседание истица Бобрышева А.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, ходатайствовала в своем письменном заявлении о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие.
Истец Шафоростов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и уточнениях по иску, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика Комитета ЖКХ <адрес> по доверенности Цветков М.А. возражал против удовлетворения заявленных истцами требований, мотивировав тем, что подключение <адрес> к центральной системе канализации исключительно за счет средств бюджета города невозможно, так как в собственности муниципального образования «Город Курск» находится лишь две комнаты в трехкомнатной <адрес>. Указанное подключение к центральной системе канализации только <адрес>, в которой проживают истцы, нецелесообразно. Собственники <адрес> таких требований не заявляли, в Комитет ЖКХ <адрес> не обращались. Также подключение <адрес> к центральной системе канализации повлечет необходимость создания сетей от центральной сети до объекта подключения, а также создания внутридомовой системы канализации, то есть в результате образуется новый объект общей долевой собственности всех собственников помещений, содержание которого потребует дополнительных затрат, а МО «Город Курск» в лице Комитета ЖКХ <адрес> не обладает долей собственности, позволяющей единолично принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников. Кроме того, полагал, что в материалах дела отсутствует техническое заключение о возможности подключения дома к центральной сети канализации.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Жилсервис «Центр» на основании доверенности Свеженцев О.С. также возражал против удовлетворения иска, пояснив, что жилой <адрес> находится в управлении ООО «Жилсервис «Центр» с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ. Выгребная яма, которая является предметом настоящего судебного процесса, была сооружена собственником помещения – <адрес> многоквартирном <адрес>, пользуется этой ямой истец индивидуально, собственники <адрес> никакого отношения к данной яме не имеют, т.к. у них имеется своя выгребная яма. Таким образом, указанная в иске яма является имуществом истца. В свою очередь, ООО «Жилсервис «Центр», как управляющая организация согласно договору управления многоквартирным домом, обеспечивает выполнение работ по организации надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, и, следовательно, без согласия других собственников помещений, не имеет права произвести ремонт и благоустройство спорного имущества (выгребной ямы), являющейся собственностью истца, использовав денежные средства по статье «ремонт и содержание жилья».
В судебное заседание представители третьих лиц - Государственной жилищной инспекции <адрес>, МУП «Водоканал <адрес>», извещенные о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, не явились.
С учетом мнения участников процесса суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся истца и представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к объектам недвижимости муниципальной собственности <адрес>, и состоит из двух квартир № и №.
Истец Шафоростов С.В. согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/3 доли одной комнаты в трехкомнатной <адрес> площадью 72,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Истице Бобрышевой А.В. принадлежит на праве общей долевой собственности 2/3 доли указанной комнаты в этой квартире.
На основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Бобрышева А.В. также является нанимателем двух комнат в трехкомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, пер. Никитский, <адрес>, собственником которых является муниципальное образование «Город Курск». Помимо Бобрышевой А.В. нанимателями указанного жилого помещения являются ее несовершеннолетние дети – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2 ст. 36 ЖК РФ).
В силу положений ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В то же время статьей 41 ЖК РФ закреплено понятие права собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире. Частью 1 данной статьи предусмотрено, что собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире (ст. 42 ЖК РФ).
Исходя из содержания положений ст. 43 ЖК РФ собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п.17 Правил).
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
В решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа (п. 23 Правил).
Судом при разрешении спора установлено и сторонами не оспаривается, что жилой <адрес> находится в управлении ООО «Жилсервис «Центр» с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положений ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Шафоростовым С.В. и ООО «Жилсервис «Центр» заключен договор № управления многоквартирным домом № <адрес>
Предметом указанного договора является, в том числе, обеспечение выполнения Управляющей организацией в течение согласованного срока за плату работ по организации надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (п. 2.1. договора).
В силу п. 1.3 Договора в состав общего имущества многоквартирного дома включены принадлежащие собственникам помещений на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), лифты и лифтовые шахты (при их наличии), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время на дворовой территории <адрес> по Никитскому переулку в <адрес> существует выгребная яма для водоотведения от кухни <адрес> указанного жилого дома, сособственниками которой являются истцы Шафоростов С.В. и Бобрышева А.В., которым принадлежит 1/3 и 2/3 доли одной комнаты в данной квартире, соответственно, и муниципальное образование «Город Курск», являющееся собственником двух комнат в этой трехкомнатной квартире. Таким образом, <адрес> по сути является коммунальной квартирой. Помещение кухни в указанной квартире по смыслу жилищного законодательства является общим имуществом собственников комнат в коммунальной <адрес>. Система водоотведения от кухонного помещения в <адрес>, включающая выгребную яму, используемую исключительно в целях водоотведения от кухни жилого помещения – коммунальной <адрес>, также должна быть отнесена к категории общего имущества собственников коммунальной квартиры, на которых в силу положений ст. 43 ЖК РФ возложена обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в данной квартире.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, решения общего собрания собственников как коммунальной <адрес>, так и собрания собственников всего многоквартирного <адрес> по вопросу проведения текущего или капитального ремонта в отношении спорных объектов – выгребной ямы и наружных канализационных труб в соответствии с требованиями жилищного законодательства, не принималось.
С учетом изложенного, не подлежат удовлетворению требования истцов Шафоростова С.В. и Бобрышевой А.В. о возложении обязанности на управляющую организацию – ООО «Жилсервис «Центр», отвечающую за надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также на ответчика Комитет ЖКХ <адрес>, выступающего от имени собственника двух комнат в коммунальной квартире – муниципального образования «Город Курск» произвести ремонт выгребной ямы и замену наружных канализационных труб, предназначенных для водоотведения из кухни <адрес>.
В целях реализации на территории муниципального образования "Город Курск" Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 144 "О реализации на территории <адрес> Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и обеспечения долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Порядок предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске согласно приложению 1 к настоящему постановлению; Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий средства, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, предоставляются в форме субсидий ТСЖ, ЖСК, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления. Данные субсидии носят целевой характер и могут быть использованы только на осуществление предусмотренного Порядком капитального ремонта.
Комитет ЖКХ в течение четырнадцати дней со дня получения в бюджет муниципального образования "Город Курск" средств, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, принимает решение об их распределении на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется ТСЖ, ЖСК, управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах (п. 6 Порядка). В течение семи дней со дня принятия решения, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, комитет ЖКХ уведомляет получателей субсидий о принятии решения с указанием объема предоставляемых средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома (п. 7 Порядка). Получатель субсидии в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка, открывает отдельный банковский счет в кредитной организации и направляет в комитет ЖКХ, в том числе, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств получателей субсидий в размере не менее чем пять процентов от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома; утвержденную общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, согласованную с департаментом строительства и инвестиционных программ <адрес>, в части соответствия установленным требованиям примененных индексов и коэффициентов, или специализированной организацией, уполномоченной выполнять экспертизу проектно-сметной документации, а также проектно-сметную документацию (п. 8 Порядка).
Ввиду отсутствия требуемого в соответствии с жилищным законодательством решения общего собрания собственников как коммунальной квартиры, так и собрания собственников всего многоквартирного <адрес> в отношении подключения, соответственно, квартиры или всего многоквартирного дома к сети центральной городской канализации, а также принимая во внимание, что обязанность по такому подключению истцы просят возложить исключительно на Комитет ЖКХ <адрес>, представляющего интересы собственника жилых помещений в многоквартирном доме – МО «Город Курск», без своего участия в финансировании работ по подключению к центральной канализационной сети, носящих капитальный характер, суд приходит к выводу и об отказе в удовлетворении иска в части возложения обязанности на Комитет ЖКХ <адрес> в 90-дневный срок с момента вступления в законную силу решения осуществить подключение <адрес> к сети центральной городской канализации.
С учетом изложенного, не подлежат удовлетворению и требования истцов о взыскании с ответчиков денежной компенсации морального вреда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шафоростова №, Бобрышевой № к Комитету ЖКХ <адрес>, ООО «Жилсервис «Центр» о возложении обязанности осуществить ремонт выгребной ямы и замену наружных канализационных труб, осуществить подключение квартиры к сети центральной городской канализации, взыскании денежной компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А.Палагина