РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
с участием представителя истца Самыкиной Л.А. по доверенности
при секретаре судебного заседания Дзанаевой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2158/2021 по иску Борисова Анатолия Алексеевича к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении местоположения границ и площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, просит:
- установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 1585 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в координатах, установленных в межевом плане, изготовленном кадастровым инженером Сумароковой У.Э. от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, Истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», с не уточненной площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером: №, с местоположением: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, с целью надлежащего оформления для проведения кадастровых обратился к кадастровому инженеру Сумароковой У.Э.
Затем истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об уточнении местоположения границ и площади земельного участка. По результатам рассмотрения заявления органом регистрации кадастрового учета было вынесено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с тем, что площадь земельного участка увеличилась.
При проведении кадастровых работ на земельном участке было проведено согласование его границ со всеми заинтересованными лицами, споры по гарнцам уточняемого земельного участка отсутствуют.
Земельный участок был приобретен истцом в собственность в 1995 году, с того момента по всему периметру участка стоял забор, границы земельного участка истец не изменял, использует в том виде, который был ранее.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования подержала по основаниям указанных в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрация м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещалась надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Администрации с.п. Хрящевка м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, против удовлетворения исковых требований не возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Самарской области», в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», с не уточненной площадью 1300 кв.м., с кадастровым номером: №, с местоположением: <адрес> что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-VI САМ 32 №, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В связи с уточнением местоположения границ и площади своего земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ, в ходе которых выявлено увеличение площади земельного участка.
По заключению кадастрового инженера, по данным государственного кадастра недвижимости граница земельного участка с КН №, не установлена в соответствия с требованиями земельного законодательства.
Был сделан запрос в архив ГФД (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) в результате ДД.ММ.ГГГГ б/н было предоставлено приложение к свидетельству, а именно План на участок земли, передаваемый в собственность Ставропольский район с. Хрящевка КН № масштаб 1:1000 составленный по материалам контурной съемки спутниковыми приемниками GPS фирмы DSNP (Франция) в 1999 г.
Заборы существуют на местности более 15 лет. При камеральной обработке полевых материалов установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1585 кв.м.
Площадь земельного участка согласно правоустанавливающему документу и сведениям ГКН - 1300 кв.м.
Согласно Правилам ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ХРЯЩЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ утвержденным Решением Собрания представителей сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский, Самарской области, от 30.12.2013 № 31 земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Предельные (минимальный и максимальный) размеры земельных участков в данной зоне для индивидуальной жилой застройки составляют: Рмин= 600 кв.м., Рмакс=3000 кв.м.
В процессе камеральной обработки полевых материалов установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1585 кв.м, площадь земельного участка согласно сведениям ЕГРН - 1300 кв.м, таким образом площадь земельного участка увеличилась на 285 кв.м, что не превышает предельный минимальный размер земельного участка, регламентированный в территориальной зоне Ж1.
Права смежных землепользователей не нарушены. Споров по границе нет.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в ЕГРН отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерений, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росреестра.
Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 1585 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> согласно чертежа границ земельного участка имеются расхождения по площади уточняемого земельного участка и его конфигурации.
Согласно сведениям ЕГРН а также правоустанавливающим документам на объект недвижимости площадь уточняемого земельного участка увеличилась и составила 1585 кв.м.
Земельный участок располагается на землях общего пользования по границе н11-н16.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно действующего земельного законодательства при проведении процедуры межевания вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.
В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
-сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
-сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
-новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с ч.2 п.4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя аз сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о (местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Права смежных землепользователей не нарушены, споров по границе нет.
Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ и площади земельного участка в заявленных истцом координатах суду не представлено.
Согласно представленному по запросу суда пану в свидетельству на участок земли передаваемый в собственность Борисову А.А., представленный по запросу суда Управление Росреестра по Самарской области, площадь земельного участка составляет 1589 кв.м., что также следует из материалов инвентаризации с.п. Хрящевка по результатам летных съемок 1999 года, в связи с чем суд приходит к выводу, что границы земельного участка существуют и не менялись на местности более 15 лет.
При указанных обстоятельствах, у суда имеются все основания к удовлетворению заявленных требований об установлении местоположения границ и площади земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисова А.А. – удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1585 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в координатах, установленных в межевом плане, изготовленном кадастровым инженером Сумароковой У.Э. от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2021 года.
Судья Д.В. Безденежный
УИД:63RS0027-01-2021-002648-93