дело № 2-226/2018 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
29 августа 2018 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,
с участием представителя ответчика – Администрации МО «Киселевское сельское поселение», действующего по доверенности Токаревой М.В.,
представителя ответчика ООО «Суксунское», действующего по доверенности Булдакова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации МО «Киселевское сельское поселение» Суксунского района Пермского края, обществу с ограниченной ответственностью «Суксунское» о возложении обязанности по принятию мер к организации водоснабжения населения <адрес>
установил:
Центральный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратился в суд с иском к Администрации МО «Киселевское сельское поселение» Суксунского района Пермского края, обществу с ограниченной ответственностью «Суксунское» о возложении обязанности по принятию мер к организации водоснабжения населения <адрес>, а именно:
обеспечить наличие проекта зон санитарной охраны для источника водоснабжения населения д. Ковалево (северная окраина) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ
получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважина) в д. Ковалево (северная окраина) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения в д. Ковалево (северная окраина) в сопровождении документов, предусмотренных п. 2.6. Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД -30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны, в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
представить в течение 30 дней со дня утверждения проекта Министерством природных ресурсов Пермского края документы по установлению границ зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности в администрацию Суксунского муниципального района для населения границ ЗСО источников водоснабжения населения д. Ковалево (северная окраина) на градостроительную документацию (карту градостроительного зонирования, карту зон с особыми условиями использования территории по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности) в соответствии с п. 5 Градостроительного Кодекса РФ и обеспечения регулирования оборота земель, находящихся в пределах 1-го и 2-го поясов ЗСО, согласно п.п. 14, п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В обоснование требований указано, что в реестре Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, далее – Реестр), находящийся в открытом доступе по адресу: http://fp/crc.ru/, отсутствуют данные о наличии выданного санитарно – эпидемиологического заключения на водный объект (скважину) в <адрес> о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Из информации, предоставленной администрацией Суксунского муниципального района Пермского края (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), собственником скважины в <адрес> (северная окраина) является ООО «Суксунское». Также из письма Администрации Суксунского муниципального района Пермского края следует, что на подземный источник водоснабжения в д. Ковалево Киселесовкого сельского поселения (скважина) отсутствует проект зон санитарной охраны скважины.
Следовательно, Администрацией МО «Поедугинское сельское поселение» и ООО «Суксунское» не обеспечены: разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) для действующего водоисточника, не имеющего установленных зон санитарной охраны в <адрес> в соответствии с п.п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02; получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом, водоснабжение населения <адрес> с использованием централизованной системы производится из источника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве правовых оснований требований к ответчикам истец ссылается на следующие нормы права: положения ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Конституцию РФ (ч.2 ст.15, ст.7, ст.41, ст.42), положения п.4.3 ч.1ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика - Администрации МО «Киселевское сельское поселение», действующая по доверенности Токарева М.В., с исковыми требованиями не согласна, так как администрация не является надлежащим ответчиком, скважина принадлежит ООО «Суксунское», оформлением всех указанных в иске документов могут заниматься только ООО «Суксунское».
Представитель ответчика ООО «Суксунское» Булдаков Н.В., действующий по доверенности от 21.08.2018, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указал, что являются лишь владельцем скважины на основании лицензии, используют скважины для обеспечения водоснабжением фермы. Не оспорил, что население д. Ковалево использует воду из этой же скважины..
Заслушав объяснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в Реестре Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, далее Реестр), находящемся в открытом доступе по адресу: http://fp/crc.ru/, отсутствуют данные о наличии выданного санитарно – эпидемиологического заключения на водный объект (скважину) в <адрес> о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта и проектная документация (л.д. 28-29).
Из ответа Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, направленного заместителю начальника центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю следует, что собственником скважины (северная окраина) в д<адрес> является ООО «Суксунское», у которого отсутствует проект зон санитарной охраны (л.д. 24-25).
Согласно представленной суду выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества – водопровод, расположенный в д. <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Киселевское сельское поселение на основании решения Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-122).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Администрацией МО «Киселевское сельское поселение», следует, что на территории населенного <адрес> имеется 89 домовладений, при этом из водопровода водой обеспечивается 84 домовладения, имеются 2 уличные колонки, 4 домовладения имеют частные колодцы, 3-частные скважины. Численность населения 210 человек(л.д.155).
Согласно выписки из ЕГРН в отношении ООО «Суксунское», правопредшественником ООО «Суксунское», созданным в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, является СПК «Суксунский», дата внесения записи в ЕГРЮЛ-ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66).
Как следует из представленной ведомости ООО «Суксунское» за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основных средств - скважина № <адрес> принадлежит ООО «Суксунское».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Суксунское» на указанную скважину получило лицензию ПЕМ 81197ВЭ на пользование недрами, с целевым назначением и видами работ указано добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Дата окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из приложения 6 к лицензии ПЕМ 81197ВЭ, добытая из скважины вода используется для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения. Лицензионным участкам, содержащим скважины, в том числе скважину № в <адрес>, придается статус горных отводов, ограниченных по площади зонами санитарной охраны строгого режима первого пояса, пространственные границы которых 60м на 60 м и глубина скважины -63 м. Земельный участок является собственностью недропользователя (свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, приложение 9 к лицензии. Скважина № является собственностью Недропользователя. Недропользователь является правопреемником представленных скважин, в том числе скважины в д. Ковалево, ООО «Суксунское» на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.140-141).
Таким образом, материалами дела установлено, что собственником и единственным законным пользователем водоисточника - скважины, расположенной в <адрес>, используемой для водоснабжения населения указанного населенного пункта, является ООО «Суксунское».
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", собственники и иные законные владельцы централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствие со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02" (далее СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пунктом п. 1.5 СанПиН 2.1.41110-02 установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются; определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11).
Согласно пункту 1.13. СанПиН 2.1.41110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктом 1.15. СанПиН 2.1.41110-02 установлено, что санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест определены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
Пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01. индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Таким образом, обязанность по разработке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологического заключения на разработанный проект зон санитарной охраны источника водоснабжения, получению санитарно- эпидемиологического заключения на использование скважины в целях питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения, выполнению санитарных мероприятий, осуществлению контроля за качеством питьевой воды лежит на ООО «Суксунское», как единственном законном владельце и собственнике скважины.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизни деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Довод представителя ответчика ООО «Суксунское» о том, что на общество не может быть возложена обязанность по принятию мер к организации водоснабжения населения д. Ковалево, не является основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае речь идет о нарушении требований санитарного законодательства, которое обязаны выполнять юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Таким образом, ООО «Суксунское» как собственник указанного водоисточника (скважины) обязано выполнять требования действующего законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по принятию мер по организации водоснабжения населения д. <адрес>.
Выявленные нарушения в организации и содержании скважины в д. Ковалево могут привести к угрозе ухудшения состояния экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории д<адрес>, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны скважины лежит на ее собственнике ООО «Суксунское».
Исходя из установленных судом обстоятельств и вышеприведенных норм действующего законодательства, суд считает, что необходимо обязать ООО «Суксунское» разработать проект зон санитарной охраны для действующего водоисточника в д. Ковалево, не имеющего установленных зон санитарной охраны с получением санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта санитарным правилам ; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Истец просит обязать ответчика разработать проект зон санитарной охраны для действующего водоисточника в д. Ковалево, не имеющего установленных зон санитарной охраны с получением санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта санитарным правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает указанные сроки разумными.
Остальные требования истца, основанные на предоставлении проекта зон санитарной охраны в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны установления границ и режима зон санитарной охраны и последующего предоставления документов по установлению границ зон с особыми условиями использования для нанесения на градостроительную документацию, суд считает на настоящее время излишне заявленными, поскольку они являются производными от выполнения основных требований по получению проекта зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения на использование водоисточника, при этом бездействия ответчика и соответственно нарушения прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается истец, по невыполнению указанных требований ответчиком на настоящее время не установлено, поэтому оснований для удовлетворения указанных требований суд не усматривает, в их удовлетворении надлежит отказать
Поскольку Администрация МО «Киселевское сельское поселение» не является владельцем данного водоисточника (скважины), основания возлагать на них какие-либо обязанности отсутствуют. В связи с чем, в удовлетворении иска к Администрации МО «Киселевское сельское поселение» следует отказать.
Учитывая, что решение судом принято в пользу истца, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Суксунское» обязанность:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- разработать проект зон санитарной охраны для действующего водоисточника в д.Ковалево, не имеющего установленных зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ :
получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта скважины в <адрес> санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В удовлетворении иска Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к ООО «Суксунское» в остальной части отказать.
В удовлетворении иска Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации МО «Киселевское сельское поселение» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Суксунское» в доход бюджета муниципального образования «Суксунский муниципальный район» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А.А. Ярушина |
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2018