УИД №70RS0020-01-2021-000605-16
Дело №2-45/2022
Решение
Именем Российской Федерации
9 февраля 2022 года Первомайский районный суд Томской области в с.Первомайское, в составе:
председательствующего судьи Киямовой Г.М., исполняющей обязанности судьи Первомайского районного суда Томской области – судьи Зырянского районного суда Томской области,
при помощнике судьи Черемных А.О.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Первомайского района Томской области Пиншиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Улу-Юльского сельского поселения о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц, с учетом измененных требований, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию Улу-Юльского сельского поселения организовать проведение диспансеризации всех муниципальных служащих Улу-Юльского сельского поселения в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу путем совершения следующих действий: составить график прохождения диспансеризации муниципальными служащими и утвердить его; составить поименный список муниципальных служащих и направить его за два месяца до начала диспансеризации в медицинское учреждение; утвердить совместно с медицинским учреждением календарный план проведения диспансеризации; обеспечить прохождение диспансеризации муниципальными служащими в установленные графиком сроки.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Первомайского района Томской области проведена проверка, в результате которой установлены факты ненадлежащего медицинского обеспечения муниципальных служащих.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от /дата/ /номер/н (Порядок), не все муниципальные служащие прошли диспансеризацию в 2019 и 2020 годах, истекший период 2021 года, поименный список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся, на указанный период календарный план проведения диспансеризации не утверждался. Вместе с тем, несоблюдение установленных Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ограничений и запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, является основанием для расторжения договора о прохождении службы, тогда как муниципальному служащему гарантировано медицинское обслуживание (п.4 ч.1 ст.23 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ). В соответствии с п.4 Порядка и ст.34 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ обязанность по организации своевременной ежегодной диспансеризации муниципальных служащих возложена на органы местного самоуправления, а финансирование диспансеризации осуществляется за счет средств местных бюджетов. В связи с этим истец считает, что возможный довод ответчика о том, что Порядок необоснованно предписывает местным администрациям организовать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, является несостоятельным.
В дополнительных доводах указано, что предъявление требований в интересах неопределенного круга лиц связано с тем, что невозможно персонифицировать круг муниципальных служащих Администрации Улу-Юльского сельского поселения, которые подлежат обязательной своевременной и регулярной диспансеризации, ввиду частого изменения кадрового состава.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Томской области Пиншина К.В. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом измененных требований, просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации Улу-Юльского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ст.10 вышеуказанного Федерального закона, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенным муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В силу п. 4 ч. 1 ст.13 указанного Федерального закона, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению определяются Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н.
Согласно п. 2 указанного Порядка, под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего.
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (далее - медицинское учреждение) (п. 3 Порядка прохождения диспансеризации).
Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований (п. 4)
В соответствии с пунктами 5-8 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем). Для диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до ее начала в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма №001-ГС/у), подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (п. 17 Порядка прохождения диспансеризации).
Судом установлено, что в структуре Администрации Улу-Юльского сельского поселения предусмотрены должности муниципальных служащих, что подтверждается сведениями из официального сайта поселения в сети «Интернет».
1 июня 2021 года Главе Улу-Юльского сельского поселения было направлено представление прокурора Первомайского района Томской области об устранении нарушений законодательства о здравоохранении и муниципальной службе по результатам проверки, в ходе которой были установлены факты ненадлежащего медицинского обеспечения муниципальных служащих в период 2019-2020 г.г. и истекшем периоде 2021 года (до /дата/).
Администрацией Улу-Юльского сельского поселения /дата/ на представление прокурора Первомайского района Томской области представлен ответ о рассмотрении представления, из которого следует, что в 2021 году в бюджете поселения средства на прохождение диспансеризации муниципальных служащих не предусмотрены, денежные средства планируют предусмотреть при утверждении бюджета на 2022 год.
Вместе с тем, организация и проведение диспансеризации муниципальных служащих действующим законодательством отнесено к обязанности нанимателя (работодателя), в данном случае Администрации Улу-Юльского сельского поселения и отсутствие денежных средств не снимает данного обязательства с административного ответчика.
Согласно данных предоставленных с официального сайта Администрации муниципального образования «Улу-Юльское поселение» /адрес/ в штате поселения имеются должности муниципальных служащих.
Таким образом, не проведение ежегодной диспансеризации влечет нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что является недопустимым, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 указанного закона, муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, и подтвержденного заключением медицинской организации и поэтому такое нарушение подлежит устранению, в данном случае удовлетворением заявленных исковых требований.
Согласно ст.206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и в установленный срок.
Суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком обязанности по созданию условий, гарантирующих муниципальным служащим ежегодное прохождение диспансеризации является незаконным и требует мер, направленных на устранение выявленных нарушений действующего законодательства – Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и Порядка. В этой связи, учитывая характер заявленных требований, важность защиты охраняемых законом вышеназванных прав, суд считает необходимым определить для ответчика срок совершения действий в соответствии с Порядком - в течении календарного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, приведенных правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, иск обоснованно предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Нарушение порядка и сроков прохождения диспансеризации муниципальных служащих влечет за собой не выявление либо несвоевременное выявление заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация которых самым непосредственным образом связана с надлежащим исполнением должностных обязанностей муниципальными служащими. Общение неопределенного круга лиц с муниципальными служащими, не прошедшими диспансеризацию может повлечь ненадлежащее исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст.98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Улу-Юльского сельского поселения Первомайского района организовать проведение диспансеризацию всех муниципальных служащих Администрации Улу-Юльского сельского поселения в течение календарного года со дня вступления решения суда в законную силу путем совершения следующих действий: составить график прохождения диспансеризации муниципальными служащими и утвердить его; составить поименный список муниципальных служащих и направить его за два месяца до начала диспансеризации в медицинское учреждение; утвердить совместно с медицинским учреждением календарный план проведения диспансеризации; обеспечить прохождение диспансеризации муниципальными служащими в установленные графиком сроки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Томский областной суд через Первомайский районный суд Томской области.
Судья: Г.М.Киямова