Дело № 2-1-271/2021
64RS0042-01-2020-012486-07
Заочное решение
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района к Алексеевым В. А., А. В. о возложении обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние,
установил:
Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района обратился в суд с исковым заявлением к Алексеевым В.А. и А.В. о возложении обязанности привести жилое помещение в первоначальное состояние.
Требования мотивирует тем, что ответчики являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Из сообщения Государственной жилищной инспекции Саратовской области Комитету ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района стало известно о факте самовольной перепланировки названного жилого помещения, выразившей в демонтаже перегородки между помещениями №№ 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 (по плану. В жилой комнате (помещение № 2 возведена перегородка из гипсокартона. Под оконным проемом жилой комнаты (помещение № 3) демонтирована часть наружной ж/б стены около 0,5 кв.м. Государственной жилищной инспекцией Саратовской области по данному фаг вынесено Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с которым Алекссенко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу.
Во исполнение письма Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 07.05.2018 года № 578-01-10, в соответствии с положениями части 3 статьи 29 ЖК РФ специалистами комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района в адрес Алексеенко В.А. и А.В. посредством почтовой связи 20.05.2020 года было направлено требование о привидении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> состояние, предшествующее перепланировке в срок до 21.08.2020 года., которое было возвращено отправителю из-за отсутствия адресата (неудачная попытка вручения). До настоящего времени ответчиками жилое помещение не приведено в первоначальное состояние.
Просит суд возложить на Алексеенко В. А. и А.о А. В. обязанность по приведению помещения, расположенного по адресу: Саратовская область, город Энгельс, проспект Ф.Энгельса, дом № 16, квартира № 83 в первоначальное состояние, существовавшее до произведенной самовольной перепланировки и переустройства в соответствии с техническим паспортом, а именно путем восстановления перегородок между помещениями №№ 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 (по плану): восстановления части наружной стены, площадью около 0,5 кв.м. под оконным проемом жилой комнаты (помещение № 3 по плану; демонтажа возведенной перегородки в жилой комнате (помещение № 2 по плану).
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, дал согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заявления извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица администрации Энгельсского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заявления извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает требования Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора (п. 2).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, если федеральным законом не установлено иное.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью ответчиков Алексеевых В.А. и А.В.
Из сообщения Государственной жилищной инспекции Саратовской области Комитету ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района стало известно о факте самовольной перепланировки названного жилого помещения, выразившей в демонтаже перегородки между помещениями №№ 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 (по плану. В жилой комнате (помещение № 2 возведена перегородка из гипсокартона. Под оконным проемом жилой комнаты (помещение № 3) демонтирована часть наружной ж/б стены около 0,5 кв.м. Государственной жилищной инспекцией Саратовской области по данному фаг вынесено Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с которым Алекссенко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу.
Во исполнение письма Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 07.05.2018 года № 578-01-10, в соответствии с положениями части 3 статьи 29 ЖК РФ специалистами комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района в адрес Алексеенко В.А. и А.В. посредством почтовой связи 20.05.2020 года было направлено требование о привидении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> состояние, предшествующее перепланировке в срок до 21.08.2020 года, которое было возвращено отправителю из-за отсутствия адресата (неудачная попытка вручения). До настоящего времени ответчиками жилое помещение не приведено в первоначальное состояние.
До настоящего времени ответчиками жилое помещение не приведено в первоначальное состояние.
Фактические обстоятельства дела, изложенные истцом в исковом заявлении, подтверждаются представленными суду доказательствами, в том числе: выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.09.2020 года, сообщением Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 07.05.2018 года № 578-01-10; планом квартиры.
Оценив указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиками допущена незаконная перепланировка в виде демонтажа перегородки между ванной и туалетом, между кухней и коридором.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
Порядок легитимации переустройства и (или) перепланировки помещения многоквартирного дома закреплен в п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, в соответствии с которым собственник помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Часть 1 ст. 28 ЖК РФ, связывая завершение переустройства и (или) перепланировки отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с составлением акта приемочной комиссии, направлена на обеспечение сохранности здания многоквартирного дома как целостной объемной строительной системы, включающей в себя жилые и нежилые помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной для проживания и (или) деятельности людей и тем самым - на защиту прав и общих интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме,
обеспечение безопасности неограниченного круга лиц.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что ответчиками произведена перепланировка жилого помещения, выразившаяся в демонтаже перегородки с дверным проемом между коридором и кухней, демонтаж встроенного шкафа, перенесении дверного проема, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области установлен факт самовольной перепланировки названного жилого помещения, заключающейся в осуществлении истцами демонтажа перегородки с дверным проемом между помещением кухни и коридором, помещение кухни и коридора объединено, демонтирована перегородка с дверным проемом между помещением коридора и жилой комнат площадью 18,7 кв.м., вновь организован дверной проем между помещением коридора жилой комнатой площадью 18,7 кв.м., демонтирован встроенный шкаф в помещение коридора.
В соответствии с п.п. 3, 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 1.1. статьи 24 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что Администрация Энгельсского муниципального района в полном объеме исполняет полномочия администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), установленные федеральными законами, законами Саратовской области, а также муниципальными правовыми актами муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района.
В соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, утвержденным Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 22.12.2016 г. № 89/08-05 «Об утверждении положений об органах администрации Энгельсского муниципального района, наделенных статусом юридического лица», Комитет является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере развития коммунальной инфраструктуры, транспорта, связи, экологии, реализации государственной политики в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения к основным задачам комитета относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Согласно п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В соответствии с п.1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Часть 1 ст. 28 ЖК РФ, связывая завершение переустройства и (или) перепланировки отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с составлением акта приемочной комиссии, направлена на обеспечение сохранности здания многоквартирного дома как целостной объемной строительной системы, включающей в себя жилые и нежилые помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной для проживания и (или) деятельности людей и тем самым - на защиту прав и общих интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, обеспечение безопасности не ограниченного круга лиц.
Согласно ч. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств излагаются в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Принимая во внимание, что ответчиками произведена перепланировка жилого
помещения, выразившаяся в демонтаже перегородки с дверным проемом между коридором и кухней, демонтаж встроенного шкафа, перенесении дверного проема. Государственной жилищной инспекцией Саратовской области установлен факт самовольной перепланировки названного жилого помещения, заключающейся в осуществлении истцами демонтажа перегородки с дверным проемом между помещением кухни и коридором, помещение кухни и коридора объединено, демонтирована перегородка с дверным проемом между помещением коридора и жилой комнат площадью 18,7 кв.м., вновь организован дверной проем между помещением коридора жилой комнатой площадью 18,7 кв.м., демонтирован встроенный шкаф в помещение коридора, разрешительная документация на проведение которых суду не представлена, встречные исковые требования о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии не заявлены, суд, исходя из положений вышеприведенных правовых норм, находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер обязанности, возлагаемой судом на ответчиков, суд считает возможным установить соответствующий срок равным двум месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в бюджет, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит взысканию в бюджет муниципального района по месту рассмотрения дела.
Учитывая, что истец на основании ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, и суд удовлетворил его исковые требования, то в бюджет муниципального района с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
руководствуясь ст. ст. 12,56,67,194-199,233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района удовлетворить.
Возложить на Алексеенко В. А. и А.о А. В. обязанность по приведению помещения, расположенного по адресу: <адрес> первоначальное состояние, существовавшее до произведенной самовольной перепланировки и переустройства в соответствии с техническим паспортом, а именно путем восстановления перегородок между помещениями №№ 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 (по плану): восстановления части наружной стены, площадью около 0,5 кв.м. под оконным проемом жилой комнаты (помещение № 3 по плану; демонтажа возведенной перегородки в жилой комнате (помещение № 2 по плану).
Взыскать с Алексеенко В. А. и А.о А. В. государственную пошлину в размере 300 рублей с зачислением в бюджет Энгельсского муниципального района.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья: С.В. Нуждин
Секретарь: А.С. Григорьева
20 февраля 2021 года.