Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7/2022 (2-549/2021;) ~ М-481/2021 от 10.09.2021

Дело № 2-7/2022

                                    Р Е Ш Е Н И Е

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Николаевск                                         19 января 2022 года

Волгоградской области

    Николаевский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В.,

при секретаре Шелекето О.А.,

с участием: помощника прокурора Николаевского района Волгоградской области Андронниковой А.С.,

представителя ответчика администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области Нарижнего М.Н., представителей третьего лица МУП «Николаевское городское коммунальное хозяйство» Дашкина Р.В. и Кузнецова В.П.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Николаевского муниципального района <адрес> о понуждении к оборудованию котельных резервным топливным хозяйством,

                               У С Т А Н О В И Л:

прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Николаевского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельные, расположенные на территории городского поселения <адрес> резервным топливным хозяйством. Требования прокурора мотивированы следующим. <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности муниципального унитарного предприятия «Николаевское городское коммунальное хозяйство» (далее по тексту – МУП «НГКХ»), которой выявлены нарушения.

Установлено, что постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имущество тепло-сетевого хозяйства закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием МУП «НГКХ».

Администрация городского поселения является собственником имущества коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с чем обязанность по размещению топливного хозяйства на территории котельных закреплена именно за ней.

Администрацией городского поселения <адрес> меры по проведению реконструкции котельных с заменой существующих горелок, а также строительство резервуаров для резервного топлива до настоящего времени не приняты.

В соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Устава Николаевского муниципального района администрация Николаевского муниципального района в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Николаевского муниципального района и Уставом городского поселения <адрес> исполняет полномочия администрации городского поселения <адрес> (в ред. <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ ).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Устава городского поселения <адрес> муниципального района полномочия администрации городского поселения <адрес> в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Николаевского муниципального района и Уставом городского поселения <адрес> возлагаются на администрацию Николаевского муниципального района (в ред. Решения Совета депутатов городского поселения <адрес> от 13.08.2019    ).

Таким образом, обязанность по проведению реконструкции котельных с заменой существующих горелок, а также строительству резервуаров для резервного топлива возложена на администрацию Николаевского муниципального района.

Непринятие мер по оборудованию котельных резервным топливным хозяйством может повлечь за собой нарушение прав на надлежащее предоставление коммунальных услуг граждан-потребителей, проживающих на территории городского поселения <адрес> в отопительный период.

С учетом уточненных требований прокурор просит суд обязать администрацию Николаевского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельные, расположенные на территории городского поселения <адрес> по адресам: <адрес>, резервным топливным хозяйством. (л.д.106)

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по данным четырем котельным, мотивировав тем, что эти котельные обслуживают и обогревают социально значимые объекты <адрес>:

- котельная по <адрес> школу , детскую музыкальную школу, детский сад «Светлячок», детский сад «Солнышко»;

- котельная по <адрес> обслуживает детский сад «Теремок»;

- котельная по <адрес>ную больницу;

- котельная по <адрес> школу и детский сад «Сказка».

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал, мотивировав тем, что администрация не отрицает, что объекты, которые обслуживают указанные выше четыре котельные, относятся к социально значимым объектам, однако только Николаевская ЦРБ относится к числу потребителей, не допускающих перерыва в подаче теплоты и снижения температуры воздуха в помещении в связи с круглосуточным пребыванием там людей, которую обслуживает котельная .

Кроме того, оборудование указанных котельных <адрес> резервным топливным хозяйством является затратным и нецелесообразным, так как согласно    постановления администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения <адрес> на период с 2019 по 2031 годы, планируется закрытие существующих котельных и , взамен планируется монтаж блочно-модульных котельных. Кроме того, все котельные переданы МУП «НГКХ» на праве хозяйственного ведения и администрация не является надлежащим ответчиком по данному иску.

Представители третьего лица - МУП» НГКХ» в судебном заседании    считают, что оборудованием резервным топливным хозяйством котельных, которые они обслуживают на праве хозяйственного ведения, должен заниматься собственник - Администрация    Николаевского муниципального района.

Выслушав стороны, представителей третьего лица, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пп. 4 п. 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Нормами статьи 50 указанного Закона установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в частности в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

Согласно п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

При этом в соответствии с пунктом 1 указанных Правил, под газоиспользующим оборудованием понимаются: котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного отопления, горячего водоснабжения, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.

Под резервным (аварийным) топливом понимается топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа, а под резервным топливным хозяйством - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива.

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются «Графиками перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях» (далее – «Графики перевода»). «Графики перевода» разрабатываются региональными газовыми компаниями, филиалами ООО «Межрегионгаз», газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы.

В «Графики перевода» включаются все организации, обязанные иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным им топливным режимам.

При этом согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Статья 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству требованиям, предусмотренным законами или установленными ими порядками.

На основании пп. «г» п. 3 Правил предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

На территории <адрес> действует шесть котельных, которые преданы МУП «НГКХ» и эксплуатируются данной организацией. Котельные находятся по адресам: <адрес> ( ), <адрес> (), <адрес> (), <адрес> (), Агрофирма, <адрес>, Агрофирма, <адрес>. Это обстоятельство сторонами не оспаривается.

Постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имущество тепло-сетевого хозяйства закреплено на праве хозяйственного ведения за предприятием МУП «НГКХ».

Администрация городского поселения является собственником имущества коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с чем обязанность по размещению топливного хозяйства на территории котельных закреплена именно за ней.

Администрацией городского поселения <адрес> меры по проведению реконструкции котельных с заменой существующих горелок, а также оборудование котельных резервным топливным хозяйством до настоящего времени не приняты.

В соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Устава Николаевского муниципального района администрация Николаевского муниципального района в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Николаевского муниципального района и Уставом городского поселения    <адрес> исполняет полномочия администрации городского поселения    <адрес> (в ред. <адрес>ной Думы от 16.08.2019    ).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Устава городского поселения <адрес> муниципального района полномочия администрации городского поселения <адрес> в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Николаевского муниципального района и Уставом городского поселения <адрес> возлагаются на администрацию Николаевского муниципального района (в ред. Решения Совета депутатов городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Таким образом, обязанность по оборудованию котельных резервным топливным хозяйством возложена на администрацию Николаевского муниципального района как на собственника.

В соответствии с п. 19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> ежегодно утверждает графики перевода предприятий на резервные виды топлива (далее – Графики перевода).

Указанные Графики предписывают ряд предприятий, обязанных иметь резервные топливные хозяйства, путем перехода на резервное топливо высвобождать объемы газа для коммунально-бытовых нужд и населения в периоды резких похолоданий и в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при возникновении аварии.

К данным предприятиям отнесено МУП «НГКХ», эксплуатирующее     котельные в <адрес>, вид резервного топлива – топочный мазут.

При этом в нарушение Графиков перевода перевод потребителей на резервные виды топлива при похолодании до настоящего времени не осуществлен.

    Подпунктами "а", "г", "д", "ж" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

При указанных обстоятельствах в силу вышеприведенных правовых норм, суд пришел к выводу о том, что в обязанности <адрес> входит организация обеспечения теплоснабжением населения, создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Непринятие мер по оборудованию котельных резервными топливным хозяйством может повлечь за собой нарушение прав на надлежащее предоставление коммунальных услуг гражданам – потребителей. Бездействие образует совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства и нарушает требования закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ "О теплоснабжении", соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в период проведения отопительного сезона.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что котельные, расположенные на территории городского поселения <адрес> по адресам: <адрес>, обслуживающие социально значимые объекты в виде больницы, дошкольных и образовательных учреждений, не оборудованы резервным топливным хозяйством, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства по подготовке к отопительному сезону, теплоснабжению населения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обеспечения котельных резервным топливным хозяйством, суд, определив круг юридически значимых обстоятельств по делу, оценив в совокупности собранные по делу доказательства согласно статье 67 ГПК РФ, считает предъявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы ответчика, что Администрация Николаевского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу, так как котельные со всем оборудованием были переданы в хозяйственное ведение МУ «НГКХ» суд признает несостоятельными, так как согласно п. 49 «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Следовательно, в обязанности МУП «НГКХ» вменяется именно обеспечивать готовность к работе уже существующих резервных топливных хозяйств в котельных, переданных им в хозяйственное ведение, а таковых не имеется и не передавалось.

Также суд не может согласиться с доводами, что только котельная, отапливающая <адрес>ную больницу, нуждается в резервном топливном хозяйстве.

Согласно Приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:

первая категория - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

вторая категория - потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 часов: жилых и общественных зданий до 12 °C; промышленных зданий до 8 °C;

третья категория - остальные потребители.

К первой категории относятся больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.)

Однако данная норма не свидетельствует, что котельные, обслуживающие в данном случае школьные и дошкольные учреждения, не обязаны быть оборудованы резервным топливным хозяйством. Указанная норма лишь устанавливает допустимый срок и предел понижения температуры.

Вопрос о целесообразности оборудования котельных резервным топливным хозяйством не является юридически значимым обстоятельством.

В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По этим основаниям исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л :

    Обязать Администрацию Николаевского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать котельные, расположенные на территории городского поселения <адрес> по адресам: <адрес>, резервным топливным хозяйством.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Волгоградский облсуд с подачей жалобы через Николаевский районный суд.

                             Судья:

2-7/2022 (2-549/2021;) ~ М-481/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Николаевского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Николаевского муниципального района Волгоградской области
Другие
Нарижний Михаил Николаевич
МУП "Николаевское городское коммунальное хозяйство"
Дашкин Ринат Валерьевич
Кузнецов Владимир Петрович
Суд
Николаевский районный суд Волгоградской области
Судья
Клименко Сергей Васильевич
Дело на странице суда
nikol--vol.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2021Подготовка дела (собеседование)
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
01.11.2021Подготовка дела (собеседование)
01.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Подготовка дела (собеседование)
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее