Дело 2-1636/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Любытино 07 декабря 2018 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием истца Владимировой ФИО16
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимировой ФИО16 к администрации Любытинского муниципального района об обязании принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> а также квартиры № № в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: <адрес>
установил:
Владимирова ФИО16 обратилась в суд с иском к администрации Любытинского муниципального района о обязании принять предусмотренные законом меры по регистрации объекта недвижимого имущества – многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в качестве бесхозяйного имущества для последующего признания права собственности на указанный объект недвижимости за муниципальным образованием. В обоснование иска указала, что ей была предоставлена квартира № № жилой площадью 27,5 кв.м., по адресу: <адрес> на основании ордера № 11 от 27 декабря 1994 года. В настоящее время квартира поставлена на кадастровый учёт и имеет следующие технические характеристики: кадастровый номер №, общую площадь 42,4 кв.м.
Квартира расположена в двухэтажном многоквартирном доме с кадастровым номером №, общей площадью 840,5 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> Указанный многоквартирный жилой дом, в котором расположена её квартира, в настоящее время является бесхозяйным. Какие-либо права, в том числе право собственности на него, в едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
Обратившись в администрацию Любытинского муниципального района по вопросу ремонта септика и остекленения деревянных рам, ей был предоставлен ответ, согласно которому многоквартирный жилой дом не числится в реестре муниципальной собственности администрации Любытинского муниципального района.
11 апреля 2017 года ей было получено письмо из администрации Любытинского муниципального района о том, что начата процедура признания квартиры № № по адресу: <адрес> бесхозяйной. После получения ответов на запросы о принадлежности дома будет приниматься решение о признании квартиры бесхозяйной и принятии данного объекта недвижимости в собственность муниципального района.
До настоящего времени квартира и дом на учёт в качестве бесхозяйных не поставлены и право муниципальной собственности за указанными объектами недвижимости не признано.
Указанные обстоятельства нарушают её охраняемые законом интересы, она не может заключить договор социального найма, не может обратиться в администрацию за выделением денежных средств на ремонт дома. Просит обязать ответчика принять предусмотренные законом меры по регистрации объекта недвижимого имущества – многоквартирного жилого дома с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в качестве бесхозяйного имущества для последующего признания права собственности на указанный объект недвижимости за муниципальным образованием.
В последующем Владимирова ФИО16 дополнила исковые требования, просила обязать администрацию Любытинского муниципального района, в том числе, принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимости квартиры № №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> которая была предоставлена ей на основании ордера.
Представитель ответчика – администрации Любытинского муниципального района – Степанова О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, в предыдущем судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, не возражала против удовлетворения требований в части обязания поставить на учёт в качестве бесхозяйной вещи квартиру № № расположенную по адресу: <адрес> в остальной части исковых требований просила отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования, относительно предмета спора, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких-либо возражений по иску от них не поступало.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Вывод суда основан на следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
Исходя из приведённой правовой нормы основным обстоятельством, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества. Таким образом, для правильного разрешения спора о признании бесхозяйной вещи необходимо установление наличия или отсутствия собственника этого имущества, либо установление факта отказа собственника от этого имущества.
Статьёй 236 Гражданского кодекса РФ предусмотрено право гражданина или юридического лица отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определённом Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
- выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. При этом если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним, к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.
Согласно терминологии ст. 16 Жилищного кодекса РФ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 Положения).
В связи с этим по общему смыслу ст. 289, 290 Гражданского кодекса РФ квартира является самостоятельным объектом права собственности. Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома: общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно копии технического паспорта спорный двухэтажный жилой дом, общей площадью 840,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> построен в 1977 году, состоит из 16 квартир.
При таких обстоятельствах по данному делу юридически значимым и подлежащим установлению обстоятельством является правовой режим жилого фонда совхоза «Мстинский», включая спорный жилой дом, установленный в результате передачи его квартир гражданам по договорам.В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пунктом 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 (утратившими силу с 27 января 2003 года) при реорганизации колхоза или совхоза объекты жилого фонда могли быть переданы в собственность соответствующим местным органам власти; переданы или проданы гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующим решением Советов народных депутатов.
Постановлением Правительства № 724 от 17 июля 1995 г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность», были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций.
В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, также были включены объекты обобществлённого жилищного фонда.
Таким образом, при реорганизации колхозов и совхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент законодательством.
Следовательно, при реорганизации совхоза «Мстинский», принадлежащий ему жилой фонд, в том числе спорный жилой дом, построенный совхозом, подлежал либо передаче в собственность соответствующим местным органам власти, то есть в муниципальную собственность, либо передаче или продаже гражданам, занимающим в жилом фонде помещения, в установленном законом порядке, либо оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации.
Таким образом, жилому фонду совхоза «Мстинский» подлежал установлению соответствующий правовой режим.
Из ответа Комитета культуры, спорта и туризма администрации Любытинского муниципального района следует, что в документах Любытинского райисполкома, президиума Любытинского районного Совета народных депутатов и Администрации Любытинского района Новгородской области за 1989-1998 годы нет сведений о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подтвердить право собственности на указанный дом по имеющимся документам не могут.
Как следует из материалов дела одна квартира (№2) спорного жилого дома была передана в собственность Любытинского муниципального района на основании решения Совета Депутатов Любытинского сельского поселения Любытинского муниципального района Новгородской области № 248 от 23.12.2014 и решения Думы Любытинского муниципального района Новгородской области «О передаче имущества Любытинского сельского поселения в собственность Любытинского муниципального района от 26.12.2014 № 314.
Квартира № № по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности у Колесниченко И.В. (1/3 доля) и Кудрявцевой К.С. (2/3 доли).
Квартира № № по адресу: <адрес> находится в собственности ФИО20
Квартира № № по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО21
Квартира № № по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности ФИО22 и ФИО23 по ? доли.
Квартира № № по адресу: <адрес> находится в собственности ФИО24
Квартира № № по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности ФИО25 и ФИО26. по ? доли.
Квартира № № по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО27
На учёт согласно п. 3 Приказа Министерства экономического развития от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет безхозяйных недвижимых вещей», принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) сведений о государственной регистрации прав, как на жилой дом в целом, так и на ряд квартир в нём не свидетельствует об отсутствии права собственности на эти объекты недвижимости и само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что большая часть квартир в спорном многоквартирном доме имеет правообладателей.
В этой связи единый объект – многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> невозможно поставить на учёт как бесхозяйный.
Оснований для прекращения зарегистрированного права собственности на указанное выше недвижимое имущество не имеется.
В данной ситуации орган местного самоуправления не полномочен обращаться с заявлением о признании бесхозяйным отдельного объекта недвижимого имущества – многоквартирного дома, поскольку в данном доме имеются самостоятельные объекты недвижимого имущества – отдельные квартиры.
Достаточных и непосредственных доказательств, определённо свидетельствующих об отказе собственников и правообладателей других квартир в спорном доме от права собственности, в смысле, установленном законодателем в ст. 236 Гражданского кодекса РФ, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, доводы Владимировой ФИО16 о наличии у администрации Любытинского муниципального района обязанности постановки на учёт указанного жилого дома основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Как установлено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
- путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьёй 162 Жилищного кодекса РФ;
- путём заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьёй 164 Жилищного кодекса РФ;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
- путём членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;
- путём заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями – в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Именно собственники жилых помещений многоквартирного дома определяют способ управления общим имуществом и обязаны нести расходы по его содержанию и ремонту – как текущий, так и капитальный.
В случае удовлетворения исковых требований возникнет ситуация, при которой на орган местного самоуправления может быть возложена обязанность по несению расходов по доведению многоквартирного дома до состояния, позволяющего проживать в нем, независимо от того, что часть квартир имеют собственников и правообладателей, чьи права фактически равны праву собственности.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Владимировой ФИО16 в части обязания администрации Любытинского муниципального района совершить действий по признанию бесхозяйным многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Владимирова ФИО16 в том числе заявила исковые требования относительно совершения действий по признанию бесхозяйной конкретной квартиры №№ по адресу: <адрес>
Поскольку вышеуказанная квартира не имеет собственника, а непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на вышеуказанную бесхозяйную квартиру ведёт к её ненадлежащему содержанию, ущемлению прав остальных собственников многоквартирного дома по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, суд полагает исковые требования Владимировой ФИО16 в части относительно совершения действий по признанию бесхозяйной конкретной квартиры №№ расположенной по адресу: <адрес> подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Владимировой ФИО16 администрации Любытинского муниципального района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Любытинского муниципального района принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимости квартиры № № расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, общей площадью 42,4 кв.м.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд (п. Любытино) в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть начиная с 12 декабря 2018 года.
Председательствующий Е.И. Арсеньева