Дело № 2-1008/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2016 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Парамонова С.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Абдулловой А.Х.,
с участием в деле:
истца – Конешевой М. А., ее представителя Морозовой Н. В., действующей на основании ордера № 90 от 09 марта 2016 года и удостоверения № 115 от 27 декабря 2002 года, выданного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия,
ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности № 07/279 от 03 марта 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конешевой М. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника от 23 июля 2015 года № 178522/15-968 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Конешева М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника от 23 июля 2015 года № 178522/15-968 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что в начале июля 2015 года она обратилась в ГУ-УПФ РФ в городском округе Саранск РМ с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением начальника № 178522/15-968 от 23 июля 2015 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Не засчитаны в общий трудовой стаж периоды работы: с 27 декабря 1997 года по 31 июля 1998 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в ОАО «Лисма», поскольку после даты регистрации 27 декабря 1997 года в системе обязательного пенсионного страхования период работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Не засчитаны в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периоды: с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года (11 лет 3
месяца 9 дней) - работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку указанные периоды работы не подтверждены выпиской из
индивидуального лицевого счета застрахованного лица (отсутствует код льготы в графе «Территориальные условия труда»). Указывается, что правом на снижение пенсионного возраста на 2 года при необходимых 8 лет работы на территории зоны с ЛЭС по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обладают граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. По имеющимся документам подтвердить постоянную занятость Конешевой М.А. на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом не представляется возможным. 28 июня 1979 года на ее имя была заведена трудовая книжка. 12 октября 1990 года на основании приказа № 193-кр она была принята на работу контролером на электроламповый завод Саранского производственного объединения «Лисма». В 1993 году электроламповый завод переименован в акционерное общество «Лисма-СЭЛЗ». В 1996 году предприятие переименовано в ОАО «СЭЛЗ», а в 1997 году реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Лисма». Приказом № 179-п от 24 декабря 1997 года с 01 декабря 1997 года она была переведена в Управление режима и кадров контролером КПП-2, с 01 августа 1998 года приказом № 162 к/п от 28 августа 1998 года переведена в ОРИК АО Лисма-СЭЛЗ также контролером, а приказом № 162-п от 05 октября 1998 года с 01 октября 1998 года переведена в ОРиК СЭЛЗ старшим контролером. Приказом № 73п от 24 апреля 2000 года переведена контролером в РОУ (отдел контроля, режима и охраны) с 17 апреля 2000 года. В период с 01 мая 2002 года по 01 декабря 2002 года она работала на одном и том же месте, но название организаций были разные: с 01 мая 2002 года по 01 декабря 2002 года контролером, охранником в СБ «Беркут», с 01 декабря 2002 года по 30 декабря 2002 года в РОО УП. С 30 декабря 2002 года по 09 сентября 2007 года вновь в СБ «Беркут». Все организации вначале входили в ОАО «Лисма», а с 30 июня 2003 года - в ООО «Лисма-Лайтинг». 01 апреля 2004 года на основании приказа № 81 к/и она была принята в СБ «Беркут» охранником в порядке перевода с ООО «Лисма-Лайтинг» 07 сентября 2007 года на основании приказа № 30 л/с она была уволена в порядке перевода в ГУП Республики Мордовия «Лисма». 10 сентября 2007 года она была принята в управление безопасности охраны и режима ГУП Республики Мордовия «Лисма» на основании приказа № 1 л/с в порядке перевода, где работает до настоящего времени. Место работы находилось и находится по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Пионерская, 14. Р.п. Ялга относится к зоне проживания со льготным социально-экономическом статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1582 от 18 декабря 1997 года. В связи с изложенным Истица просит суд признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 178522/15-968 от 23 июля 2015 года об отказе ей в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 30 ФЗ- 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 ФЗ № 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить период ее работы: с 27 декабря 1997 года по 31 июля 1998 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в ОАО «Лисма» в общий трудовой стаж; период ее работы с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года(11 лет 3 месяца 9 дней) стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по нормам статьи 30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 ФЗ № 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со дня достижения пенсионного возраста.
07 апреля 2016 года Конешева М.А. представила суду заявление, в котором уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 178522/15-968 от 23 июля 2015 года об отказе ей в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 30 ФЗ- 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 ФЗ № 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить период работы: с 27 декабря 1997 года по 31 июля 1998 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в ОАО «Лисма» в общий трудовой стаж; период работы с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года (11 лет 3 месяца 9 дней) стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить досрочную страховую пенсию по старости по нормам 8 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 ФЗ № 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 10 июля 2015 года.
13 апреля 2016 года истец Конешева М.А. представила суду заявление об отказе от искового требования к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в части требования о включении периода ее работы с 27 декабря 1997 года по 31 июля 1998 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в ОАО «Лисма» в общий трудовой стаж.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13 апреля 2016 года производство по делу в части искового требования Конешевой М. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о включении периода ее работы с 27 декабря 1997 года по 31 июля 1998 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в ОАО «Лисма» в общий трудовой стаж, прекращено.
В судебном заседании истец Конешева М.А. и его представитель Морозова Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чигирева К.В. относительно исковых требований возразила, просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из письменных доказательств, 10 июля 2015 года Конешева М.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 июля 2015 года № 178522/15-968 в досрочном назначении страховой пенсии отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 6).
В общий трудовой стаж истцу не засчитаны периоды с 27 декабря 1997 года по 31 июля 1998 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в ОАО «Лисма», поскольку после даты регистрации 27 декабря 1997 года в системе обязательного пенсионного страхования период работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Не засчитаны в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периоды: с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года (11 лет 3
месяца 9 дней) - работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку указанные периоды работы не подтверждены выпиской из
индивидуального лицевого счета застрахованного лица (отсутствует код льготы в графе «Территориальные условия труда»). Указывается, что правом на снижение пенсионного возраста на 2 года при необходимых 8 лет работы на территории зоны с ЛЭС по нормам ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обладают граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. По имеющимся документам подтвердить постоянную занятость Конешевой М.А. на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом не представляется возможным.
Суд считает указанное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 178522/15-968 от 23 июля 2015 года незаконным в части не включения истцу в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периодов работы с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года, с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Федерального закона № 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8 части 1 статьи 13 указанного Закона).
Статья 34 Федерального закона устанавливает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из трудовой книжки Конешевой М.А. 01 апреля 2004 года она принята в СБ «Беркут» охранником в порядке перевода с ООО «Лисма-Лайтинг» на основании приказа № 81к/и от 01 апреля 2004 года. 09 сентября 2007 года уволена в порядке перевода в ГУП Республики Мордовия «Лисма», пункт 5 статьи 77 ТК Российской Федерации, на основании приказа № 30 л/с от 07 сентября 2007 года. 10 сентября 2007 года принята в управление безопасности охраны и режима охранником в порядке перевода с ОАО «Лисма» на основании приказа № 1 л/с от 10 сентября 2007 года, где работает до настоящего времени.
Согласно приказу ОАО «Лисма» об изменении организационной структуры управления № 557 от 10 августа 2001 года с 01 сентября 2001 года упразднены следующие подразделения: режимно-охранное управление (РОУ), пожарная часть Управления охраны труда и экологии (УОТРЭК), создано в качестве структурного подразделения ОАО «Лисма» Предприятие «Охрана», подчиняющееся его непосредственно директору по персоналу и режиму (л.д. 23).
Приказом № 166 ОАО «Лисма» от 21 марта 2002 года об изменении организационной структуры упразднено Предприятие «Охрана», а его функции переданы службе безопасности «Беркут» - функции охраны объектов, имущества и товарно-материальных ценностей, контроля за соблюдением выпускного и внутриобъектового режима; функции проведения профилактической противопожарной работы, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (л.д. 24).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в перечень зон проживания с льготным социально-экономическим статусом включена Республика Мордовия, раб. пос. Ялга.
В соответствии с письмом ОАО «Лисма» от 12 апреля 2016 года № 341 ОАО «Лисма» не имеет структурных подразделений, находящихся по адресу: г.Саранск, р.п. Ялга, ул. Пионерская, д. 14. До 01 декабря 2014 года по указанному адресу располагался цех № 14 по производству гофротары и картонных изделий ГУП Республики Мордовия «Лисма» (данное предприятие не является правопреемником ОАО «Лисма», который был упразднен на основании приказа № 380 от 18 сентября 2014 года.
Согласно приказу № 380 от 18 сентября 2014 года с 01 декабря 2014 года упразднен цех № 14 по производству гофротары и картонных изделий (п. Ялга).
Однако, исходя из справки № 460 от 09 июля 2015 года, выданной Администрацией городского округа Саранск (представительство Администрации городского округа Саранск в р.п. Ялга), цех № 14 ГУП РМ «Лисма», расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Пионерская, д. 14, действительно находится в р.п. Ялга, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из показаний свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 Конешева М.А. работала в спорный период времени и по настоящее время работает охранником в ГУП РМ «Лисма» на территории цеха № 14, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Пионерская, д. 14. Указанный цех производил картон. Рабочее место истицы располагается на проходной данного цеха. Цех № 14 в настоящее время не является действующим, но на его территории находится оставшееся для производства оборудование, которое охраняется.
Кроме того, как пояснила в судебном заседании свидетель ФИО4, она ведет табель учета рабочего времени, где указывает сведения о выходе на работу охранников. Цех № 14 располагается по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Пионерская, д. 14. Там имеется пост охраны, где осуществляется трудовую деятельность Конешева М.А.
Показания свидетелей подтверждаются также представленными суду копиями трудовых книжек.
Согласно журналу регистрации инструктажа на рабочем месте УБО и Р пл. «Ялга» (ГУП «Лисма») начатого 01 октября 2010 года в качестве инструктируемого лица неоднократно указана Конешева М.А., охранник (4 квартал 2010 года, 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, 1, 2, 3, 4 квартал 2012 года, 1, 2, 3, 4 квартал 2013 года, 1, 2, 3, 4 квартал 2014 года, 1, 2, 3, 4 квартал 2015 года, 1, 2 квартал 2016 года.
В соответствии с журналом регистрации актов Конешева М.А. в течение 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2014 годов сдавала Акты о нарушениях произошедших на территории цеха № 14, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, ул. Пионерская, д. 14.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации недопустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом.
На основании всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Конешевой М.А. подлежат удовлетворению, поскольку подтверждена постоянная занятость Конешевой М.А. на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На момент обращения в пенсионный орган 10 июля 2015 года Конешева М.А. имела необходимый стаж (с учетом включенных судом периодов работы истца).
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исковое заявление оплачено истцом государственной пошлиной в размере 300 рублей. При этом уплаченная государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим истцу подлежат возмещению понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Конешевой М. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника от 23 июля 2015 года № 178522/15-968 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 178522/15-968 от 23 июля 2015 года в части не включения Конешевой М. А. в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периода с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года в качестве охранника в Службе безопасности «Беркут» открытого акционерного общества «Лисма», с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года в качестве охранника в Управлении безопасности охраны и режима Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить Конешевой М. А. период работы с 01 апреля 2004 года по 09 сентября 2007 года в качестве охранника в Службе безопасности «Беркут» открытого акционерного общества «Лисма», с 10 сентября 2007 года по 09 июля 2015 года в качестве охранника в Управлении безопасности охраны и режима Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Конешевой М. А. досрочную страховую пенсию по старости по нормам статьи 30 Федерального закона № ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с учетом статьи 34 Федерального закона № 1244-1-ФЗ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 10 июля 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Конешевой М. А. 300 рублей (триста рублей) в качестве уплаченной государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Парамонов
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2016 года.