Дело № 2 – 490/2013(21)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «13» марта 2013 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.
при секретаре Филипповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысака В.К., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Лысака Д.В., иску Лысак О.В., Лысака Д.В., Хромкиной М.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
спорной является трехкомнатная <адрес> в <адрес> общей площадью 88,2 кв.м., предоставленная Лысаку В.К. на основании договора социального найма № от «<дата> в связи с прохождением воинской службы.
Первоначально истец Лысак В.К., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Лысака Д.В., предъявил к вышеуказанным ответчикам иск о приватизации права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации в равных долях, и в обоснование иска указал, что квартира была предоставлена ему и членам семьи – Лысак О.В. (жена), Лысаку Д.В. (сын), Лысаку Д.В. (сын) и Хромкиной М.Н. (мать жены) <дата> по договору социального найма, право собственности принадлежит Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» принятие решения о передаче квартиры в собственность истца и членов его семьи находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Направленное в адрес ответчиков заявление о безвозмездной передаче занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации оставлено ответчиками без удовлетворения, в приватизации квартиры по различным причинам было отказано, что не соответствует положениям Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Спорное жилое помещение, в котором истцы совместно проживают, не является общежитием или служебным жилым помещением, не находится в аварийном состоянии. Истец несет возложенные на него расходы по содержанию жилья в надлежащем состоянии, ранее право бесплатной приватизации истец и его сын не реализовали. Ограничений для приватизации квартиры законом не предусмотрено.
В судебном заседании «<дата> судом принято к производству заявление об уточнении иска, в котором истец Лысак В.К., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Лысака Д.В., а также истцы Лысак О.В., Лысак Д.В., Хромкина М.Н. просили признать за ними право собственности в равных долях на <адрес> в <адрес>.
В судебное заседание истец Лысак В.К. не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 86).
Истцы Лысак О.В., Лысак Д.В., Хромкина М.Н. в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили, своевременно и надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не уведомили, отзыв на иск не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли.
Суд, с учетом положений частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статей 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что <дата> истец Лысак В.К. и Федеральное государственное учреждение «Екатеринбургская квартирно – эксплуатационная часть района» (в настоящее время Федеральное государственное казённое учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации), действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, заключили договор социального найма № жилого помещения – трехкомнатной <адрес> общей площадью 88,2 кв.м. с учетом всех членов семьи – Лысак О.В. (жена), Лысака Д.В. (сын), Лысака Д.В. (сын) и Хромкиной М.Н. (мать жены) (л.д. 9 - 13).
Согласно пунктам 1 и 5.3 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» ТУ ФАУГИ по <адрес> являлось представителем собственника – Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от «<дата> № уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что спорная квартира была предоставлена Лысаку В.К. на законных основаниях с учетом норм действующего жилищного законодательства в связи с прохождением военной службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.
Справкой Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания <адрес> от «<дата> подтверждается, что в <адрес> в <адрес> зарегистрированы Лысак В.К., Лысак О.В., Лысак Д.В. и Лысак Д.В. (л.д. 29).
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от «<дата> № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести помещения в собственность.
В силу статьи 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно пункту 1 статьи 11 приведенного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истцов возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Пунктом 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от «<дата> № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства Российской Федерации от «<дата> № 447) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от «<дата> № (в редакции Указа от «<дата> № «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от «<дата> № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела при обращении Лысака В.К. за заключением договора приватизации жилого помещение, истцам, по сути, было отказано, поскольку отсутствуют полномочия от собственника - Российской Федерации на совершение указанных действий (л.д. 30).
Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что спорное жилое помещение предоставлено Лысаку В.К. и членам его семьи в <дата> в установленном законом порядке, в настоящее время их право на указанное жилье никем не оспаривается, у них отсутствует другое жилое помещение на праве собственности либо по договору социального найма, ранее ими не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений, что подтверждается данными ЕМУП БТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 16 – 17, 18 – 19, 45, 49 – 50, 69 – 85), суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами Лысаком В.К., Лысак О.В., Лысаком Д.В., Лысаком Д.В. и Хромкиной М.Н. права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях – обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.
В соответствии со статьями 17, 28 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Лысака В.К., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Лысака Д.В., Лысак О.В., Лысака Д.В., Хромкиной М.Н. - удовлетворить:
признать за Лысаком В.К. право собственности в порядке приватизации в размере 1/5 доли на жилое помещение площадью 88,2 кв.м. – <адрес>;
признать за Лысак О.В. право собственности в порядке приватизации в размере 1/5 доли на жилое помещение площадью 88,2 кв.м. – <адрес>;
признать за Лысаком Д.В. право собственности в порядке приватизации в размере 1/5 доли на жилое помещение площадью 88,2 кв.м. – <адрес>;
признать за Лысаком Д.В. право собственности в порядке приватизации в размере 1/5 доли на жилое помещение площадью 88,2 кв.м. – <адрес>;
признать за Хромкиной М.Н. право собственности в порядке приватизации в размере 1/5 доли на жилое помещение площадью 88,2 кв.м. – <адрес>.
Настоящее решение является основанием для регистрации за Лысаком В.К., Лысаком Д.В., Лысак О.В., Лысаком Д.В., Хромкиной М.Н. права собственности в порядке приватизации в равных долях на <адрес>, и прекращения регистрации права собственности Российской Федерации, Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
Судья