РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Макаровой О.В.,
при секретаре Далинской Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску М.В. к Управлению Министерства внутренних дел по Орловской области, Главному управлению Министерства внутренних дел РФ, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Изолятору временного содержания г. Орла о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
М.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Орловской области о компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что он на основании постановления СО ОП №*** СУ УМВД России по г. Орлу содержался в ИВС г. Орла с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.. Во время его содержания в ИВС, в отношении истца не исполнялись требования приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», исходя из требований которого, ИВС должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, вентиляцией, также должны выдаваться средства и предметы для гигиенических и санитарных целей, также горячая пища три раза в день. Все перечисленное в период содержания истца в ИВС отсутствовало без обоснованных на то причин. В связи с чем, за все время пребывания М.В. в ИВС г. Орла, он испытывал нравственные и физические страдания, поскольку находился в античеловеческих условиях содержания. Просил суд взыскать с УМВД России по Орловской области компенсацию морального вреда в размере ---руб. --коп..
Определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ИВС г. Орла, МВД РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ.
В судебное заседание истец М.В. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел по Орловской области по доверенности Мирончук Е.Л. исковые требования не признала, пояснив, что компенсация морального вреда должна быть взыскана с РФ в лице Министерства финансов РФ. Просила суд отказать М.В. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Орловской области.
Представитель РФ в лице Министерства финансов РФ по доверенности Д.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика ИВС г. Орла по доверенности Плешаков М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика ГУ МВД РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. №103-ФЗ, а также конкретизированы приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (в ред. Приказов МВД РФ от 12.04.2007 N 355, от 15.05.2007 N 433).
В силу ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. №103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Ст. 9 указанного Закона предусмотрено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В судебном заседании было установлено, что М.В. поступил в ИВС УМВД России по г. Орлу ДД.ММ.ГГГГ. в 21 часов 30 минут в порядке ст. <...>, ДД.ММ.ГГГГ. в 13 часов 30 минут освобожден по постановлению об освобождении. За время содержания М.В. прогулка была предоставлена, согласно графику. При обходе руководством ИВС, руководством УМВД России по Орловской области, прокурором по надзору, жалоб на условия содержания от М.В. не поступало.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой начальника ИВС УМВД России по г. Орлу.
В силу ст. 22 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (в ред. Приказов МВД РФ от 12.04.2007 N 355, от 15.05.2007 N 433), подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании было установлено, что питание лицам, содержащимся в ИВС, в период содержания в нем М.В. предоставлялось столовой ООО <организация 1> на основании государственного контракта №*** от ДД.ММ.ГГГГ.. В материалах дела имеется недельное меню к вышеуказанному государственному контракту, которым установлено ежедневное трехразовое питание лиц, содержащихся в ИВС УМВД России по г. Орлу.
Таким образом, доводы М.В. относительно того, что при содержании в ИВС он получал недостаточное и нерегулярное питание, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
При этом суд также учитывает, что М.В. поступил в ИВС в 21 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ., а был освобожден из ИВС в 13 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ., то есть находился там менее суток, в связи с чем, ему не могло быть предоставлено трехразовое питание.
Суд не может согласиться с доводами М.В. относительно того, что в камере отсутствовала питьевая вода, поскольку данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания. Так, было установлено, и не оспорено истцом, что в камере находится бачок с кипяченой питьевой водой, заявлений о недостаточности питьевой воды от М.В. не поступало.
В соответствии с п. 48 Правил, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Доводы М.В. относительно того, что в ИВС не соблюдаются санитарно-гигиенические требования содержания камер, также не нашли своего подтверждения. Так, в материалах дела имеется договор №*** от ДД.ММ.ГГГГ. с <организация 2> на проведение в ИВС работ по дератизации и дезинсекции.
В соответствии с п.п.122-124 Правил, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
На момент нахождения в ИВС, М.В.. жалоб на состояние здоровья не предъявлял.
Ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
В силу п. 45 указанных Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
ДД.ММ.ГГГГ. Центром Госсанэпиднадзора ФКУЗ «МСЧ МВД России по Орловской области» был составлен протокол измерений освещенности и сделан вывод о несоответствии уровня освещенности в камерах №***,№***,№***,№***,№***,№***,№***,№*** требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03 по условно принятым нормам и соответствуют безусловным нормативным показателям требуемым СП 12-95.
Также был составлен протокол измерения метеорологических факторов, из которого следует, что температура воздуха, относительная влажность воздуха и скорость движения воздуха в камерах 1-25 соответствуют требованиям гигиенических нормативов.
Между тем, в ходе рассмотрения дела были установлены нарушения порядка содержания лиц в ИВС.
На момент содержания М.В. в камере отсутствовало дневное естественное освещение, поскольку имеющееся окно было закрыто металлическим листом с несколькими отверстиями, ввиду чего освещения внутри помещения явно недостаточно. Кроме того, отсутствует вентиляция, кран с водопроводной водой, в качестве санитарного узла используется пластиковое ведро с герметичной крышкой, которое меняется и дезинфицируется ежедневно при утреннем обходе, что стороной ответчика не оспорено.
В нарушение п. 45 приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», в камере, в которой содержался М.В.., отсутствует санитарный узел с соблюдением норм приватности, кран с водопроводной водой, приточная или вытяжная вентиляция. Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что в камере практически отсутствовало естественное освещение ввиду того, что единственное окно закрыто металлическим листом, имеющим отверстия.
Вместе с тем, суд полагает, что нахождение истца в закрытом помещении, с учетом отсутствия вытяжки и, соответственно, нормальной циркуляции воздуха, при недостаточной естественной освещенности, при отсутствии санитарного узла с соблюдением норм приватности, является жестоким обращением с человеком, так как лишало его законного права на надлежащие условия содержания, постоянное нахождение в этом помещении негативно сказывалось на психо-эмоциональном состоянии человека, вызывало нервное напряжение.
Как следует из ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом изложенного, а также учитывая непродолжительное пребывание М.В. в ИВС (<...>) в пользу М.В. надлежит взыскать компенсацию морального вреда, которую суд оценивает в ---руб. --коп..
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ст. 1071 ГК РФ говорит о том, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Судом было установлено, что главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство внутренних дел РФ, в свою очередь, Управление Министерства внутренних дел РФ по Орловской области является распорядителем и получателем средств федерального бюджета.
Судом делается вывод о том, что вред, причиненный истцу, подлежит возмещению за счет средств казны Российской Федерации, а исполнение взыскания должно быть возложено на Министерство финансов РФ, поскольку в силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.151, 1069 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ---░░░. --░░░..
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: