№5-2115/2019
УИД 26RS0002-01-2019-006906-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 декабря 2019 года город Ставрополь
Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Поляков О.А.,
с участием: представителей акционерного общества сельскохозяйственное предприятие «Родина» по доверенностям Мамедова Н.А. и Товканевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материал в отношении акционерного общества сельскохозяйственное предприятие «Родина» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
установил:
30 августа 2019 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю Губановым Р.С. составлен протокол <номер обезличен>Г-Р в отношении акционерного общества сельскохозяйственное предприятие «Родина» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, на территории земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:7306, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, МО Пелагиадский сельсовет, установлена порча земель общей площадью 250 кв. м, было выявлено складирование отходов производства и потребления. В настоящее время несанкционированный очаг складирования бытовых отходов был ликвидирован.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево – Черкесской республике, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не известил.
В соответствии с ч. 4 ст. 29.7 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть и разрешить дело в отсутствие не явившегося лица.
Представители заинтересованного лица акционерного общества сельскохозяйственное предприятие «Родина» по доверенностям Мамедов Н.А. и Товканева О.В. просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях директора состава и события правонарушения. Считает, что материалы дела не содержат доказательств совершения обществом вменяемого правонарушения.
Выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Субъектом, привлекаемым к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, может являться либо собственник земельного участка, либо иное лицо, производящее действия, выражающиеся в порче земель, либо их уничтожении своими противоправными действиями.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2007 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения законами субъекта Российской Федерации могут быть отнесены вопросы организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусор.
Согласно п. 4 ст. 13 Закона Ставропольского края от 15.05.2006 № 31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию земель сельскохозяйственного назначения и ухудшение плодородия почв.
Как усматривается из материалов дела, 11 июля 2019 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю Губановым Р.С.на основании непосредственного обнаружения захламления бытовым мусором части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:000000:7306, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, МО Пелагиадский сельсовет, общей площадью 250 кв. м, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества сельскохозяйственное предприятие «Родина», и назначено административное расследование.
В ходе проверки выявлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:7306, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, МО Пелагиадский сельсовет, установлена порча земель общей площадью 250 кв. м, было выявлено складирование отходов производства и потребления. Указанное подтверждается протоколом осмотра от 24.07.2019. В настоящее время несанкционированный очаг складирования бытовых отходов ликвидирован.
Поскольку акционерное общество сельскохозяйственное предприятие «Родина» является ответственным за соблюдение сохранности плодородного слоя почвы, а равно ответственным за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, по факту выявленных нарушений, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю Губановым Р.С. 30 августа 2019 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении 07-22/26/3Г-Р от 30.08.2019, протоколом осмотра территории от 24.07.2019 и приложенной к нему фототаблицей, протоколом о взятии проб и образцов от 24.07.2019, протоколом испытаний №8-89 от 20.08.2019.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения не имеется.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 316-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.
При замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением должны быть соблюдены условия, установленные в части 2 статьи 3.4. КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4. КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Согласно части 2 статьи 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со статьей 1.2. КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе: защита общественного порядка и общественной безопасности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно статье 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Таким образом, при принятии решения о применении норм статьи 4.1.1. КоАП РФ по делам данной категории необходимо исходить из каждого конкретного случая с учетом признаков объективной стороны правонарушения.
В данном случае судья учитывает, что в настоящее время несанкционированный очаг складирования бытовых отходов ликвидирован.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать акционерное общество сельскохозяйственное предприятие «Родина» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления сторонами административного производства.
Судья О.А. Поляков