Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1879/2018 ~ М-1511/2018 от 09.08.2018

Дело № 2-1879/18

УИД 26RS0017-01-2018-003008-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018 года                                                     город Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Клочковой М.Ю., при секретаре судебного заседания Филатовой Т.В., с участием представителя истца Лаврентьевой К.А., действующего на основании доверенности Лаврентьева Ю.А., представителя ответчика ООО «Первое Домоуправление», в лице директора Филимоновой С.Н., действующей на основании приказа, представителя ответчика ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска», действующего на основании доверенности Гусейнова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева Юрия Александровича, Лаврентьевой Клавдии Александровны к ООО «Первое Домоуправление», ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» о признании неправомерными начислений на подогрев воды для содержания общего имущества жильцов, об исключении из платежных документов подогрева воды для содержания общего имущества жильцов, о взыскании излишне уплаченных денежных средств, о взыскании морального вреда, судебных расходов,

Установил:

Истцы Лаврентьева Ю.А., Лаврентьева К.А. обратились в суд с иском к ООО «Первое Домоуправление», ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» о признании неправомерными начислений на подогрев воды для содержания общего имущества жильцов, об исключении из платежных документов подогрева воды для содержания общего имущества жильцов, о взыскании излишне уплаченных денежных средств, о взыскании морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных исковых требований указано, что истцам на праве общей совместной собственности принадлежит <адрес>, расположенная в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>. Управление многоквартирным жилым домом по <адрес>, осуществляет управляющая организация ООО «Первое Домоуправление», у которой имеется договор с ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» по начислению коммунальных платежей, в том числе по начислению на содержание общего имущества по многоквартирным домам, обслуживаемым ООО «Первое Домоуправление».

Далее в обоснование доводов иска указано, что в октябре 2017 года истец Лаврентьев Ю.А. обратился с заявлением к ответчику ООО «Первое Домоуправление» в котором просил разъяснения ему, в связи с чем, оплата ОДН по горячей воде возросла в 10,5 раз, оплата по подогреву воды возросла в 9,3 раза, а также выдать ему методику расчета. 23.10.2017 г. по результатам рассмотрения его заявления ему был дан ответ, из которого следовало, что за период с 01.01.2017 г. по 31.05.2017 г. был произведен перерасчет за потребленный ресурс по содержанию общего имущества жильцов по фактическим затратам, что было отражено в платежном документе, перерасчет имеет разовый характер и была приведена формула по которой произведен перерасчет. Однако по указанной формуле невозможно посчитать и получить в итоге результат по подогреву воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ), ввиду того что норматива на подогрев воды не существует.

Далее в обоснование доводов иска указано, что в соответствии со ст. 156 ЖК РФ в перечне размера расходов граждан в состав платы за содержание помещений и содержание общего имущества в многоквартирном доме плата за подогрев воды на содержание общего имущества не предусмотрена.

При этом приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 12.10.2016 г. № 399 утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который установлен для ресурсоснабжающих организаций для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и к подогреву воды для СОИ никакого отношения не имеет.

Приказом Министерства ЖКХ от 29.05.2017 г. № 162 утверждены нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, при этом в указанном приказе норматив на подогрев воды для СОИ отсутствует.

Далее в обоснование доводов иска указано, что истцы 14.06.2018 г. обратились в управляющую организацию ООО «Первое Домоуправление» с просьбой исключить из платежных документов плату за подогрев воды на СОИ, и произвести перерасчет, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

В результате неправомерных начислений на подогрев воды для СОИ истцами были переплачены денежные средства в размере 752 руб. за период с 06.06.2017 г. по 01.07.2018 г.

Истцы, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, с учетом последнего изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просили суд признать неправомерными начисления на подогрев воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ); исключить из платежных документов подогрев воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ); взыскание денежных средств в пользу Лаврентьева Ю.А. и Лаврентьевой К.А. с ООО «Первое Домоуправление», ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» признать солидарным; взыскать с ООО «Первое Домоуправление» в пользу истца Лаврентьева Ю.А. денежные средства в размере 188 руб., судебные расходы в размере 8003 руб.; моральный вред в размере 3 750 руб.; взыскать с ООО «Первое Домоуправление» в пользу истца Лаврентьевой Ю.А. денежные средства в размере 188 руб.; судебные расходы в размере 8002 руб.; моральный вред в размере 3 750 руб.; взыскать с ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» в пользу истца Лаврентьева Ю.А. денежные средства в размере 188 руб.; судебные расходы в размере 8002 руб.; моральный вред в размере 3 750 руб.; взыскать с ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» в пользу истца Лаврентьевой К.А. денежные средства в размере 188 руб.; судебные расходы в размере 8003 руб.; моральный вред в размере 3 750 руб.

В судебное заседание истец Лаврентьева К.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила в судебное заседание явку своего представителя Лаврентьева Ю.А.

В судебном заседании истец Лаврентьев Ю.А., действующий также в интересах истца Лаврентьевой К.А. на основании доверенности, иск поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске, а также в письменных отзывах на возражения. Суду пояснил, что с приведенными ответчиком ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» данными в расчете согласен, за исключением «Подогрев воды на СОИ», поскольку норматива на «Подогрев воды на СОИ» не существует, а есть норматив подогрев 1 куб.м холодной воды, который составляет 0.0639 Гкал. Для расчета размера платы за коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на СОИ» необходимо в соответствии с пунктом 27 Приложения № 2 Правил № 354, использовать формулу № 24, с учетом формулы № 15.

Далее пояснил суду, что указанный расчет произведен правильно, и сумма в размере 27.05 руб. должна находиться в платежном документе как оплата на СОИ за горячую воду при двухкомпонентном тарифе за горячую воду, СОИ на холодную воду и СОИ на подогрев воды вошли в формулу № 24 через знак + и являются неотъемлемой частью формулы № 24. При этом, в результате такого расчета, требования формулы № 24 не соблюдаются, поскольку стоимость СОИ за горячую воду соответчик выразил в двух составляющих как холодная вода и подогрев воды, а по формуле № 24 эти составляющие обозначены через знак + после соединения 6.78 руб. и 20.27 руб. = 27.05 руб. Указанная денежная сумма в размере 27.05 руб. - это и есть стоимость СОИ за горячую воду при двухкомпонентном тарифе и места для начислений СОИ на подогрев воды нет.

Далее пояснил суду, что из формулы № 24 соответчик отдельно вывел холодную воду - 6.78 руб., и вывел подогрев воды - 20.27 руб. и от формулы № 24 ничего не осталось, кроме как знак +.

Полагает, что соответчик под выведенные из формулы № 24 холодная вода - 6.78 руб. и подогрев воды - 20.27 руб. подогнал и разработал свою формулу путем введения не существующего норматива - 0.0012780. Полагает, что ответчики, вступив в сговор, разработали указанную схему начислений, разделив СОИ за горячую воду на две составляющие для того, чтобы компонент холодная вода в размере 6.78 руб. выдавать за горячую воду и указанную сумму отдавать ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», а денежные средства в размере 20.27 руб. оставлять на счету у ответчика, что подпадает под положения ст. ст. 159, 285 УК РФ. При этом из сообщения ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» следует, что от ООО «Первое Домоуправление» по МКД <адрес> за горячую воду и подогрев воды для СОИ за период начиная с 01.06.2017 г. по 01.10.2018 г., т.е. за 15 месяцев, по выставленным счетам оплата в адрес ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» не поступала. Таким образом, ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» не получило денежные средства от ООО «Первое Домоуправление» за подогрев воды на СОИ, но и не получило на СОИ горячая вода. Просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска», действующий на основании доверенности Гусейнов А.Н., иск не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях по иску. Суду пояснил, что управление многоквартирным жилым домом по <адрес>, осуществляет управляющая организация ООО «Первое Домоуправление». В соответствии со ст. 154, ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, в случае управления домом управляющей компанией, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребленных на содержание общего имущества (СОИ) (прежнее название - общедомовое нужды, ОДН) включаются в состав платы за содержание жилого помещения и вносятся в управляющую компанию. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ, на содержание общего имущества многоквартирного дома расходуются следующие коммунальные ресурсы: холодная вода, горячая вода, электроэнергия. В настоящее время отдельный специальный норматив для определения платы за услугу «Горячее водоснабжение на содержание общего имущества» не установлен. Однако, в связи с тем, что горячее водоснабжение на СОИ по своему составу полностью аналогично ГВС, используемому на внутри квартирные нужды, правомерно для расчета платы на «ГВС на СОИ» применение аналогии закона, как это предусмотрено статьей 7 Жилищного кодекса РФ. Такого же мнения придерживается и Министерство ЖКХ Ставропольского края, о чем указано в письме исх. № 10323/10 от 08.11.2018 г.

Далее пояснил суду, что поскольку действующие нормативные акты в сфере ЖКХ четко указывают на необходимость начисления оплаты как на холодную воду для целей содержания общего имущества, так и на горячую воду для целей содержания общего имущества, следует однозначный вывод о том, что данные виды услуг не тождественны, имеют различный состав и структуру, что подтверждается двухкомпонентной природой услуг «Горячее водоснабжение» и, по аналогии закона, «Горячее водоснабжение на СОИ». Расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению произведен ответчиком в соответствии с формулой № 24, с учетом формулы № 15, приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям, с учетом установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, а также в соответствии с нормативами потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенными региональной тарифной комиссией Ставропольского края от 16.12.2016 N 48/2, приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 12.10.2016 г. № 399 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению», приказом Министерства ЖКХ от 29.05.2017 г. № 162 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края».

Далее пояснил суду, что само по себе начисление платы на коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на СОИ» полностью законно и обоснованно, поскольку услуга «Горячее водоснабжение на СОИ» состоит из двух составных частей (двухкомпонентный тариф): «Холодная вода на нужды горячего водоснабжения на СОИ» и «Подогрев воды на СОИ», суммы оплаты, выставленные истцам, по услуге «Горячее водоснабжение на СОИ» в виде двух отдельных строк по компонентам «Холодная вода на нужды горячего водоснабжения» и «Подогрев воды на СОИ», соответствует действующим Правилам предоставления коммунальных услуг № 354. В связи с тем, что права истцов не были нарушены ответчиком просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Первое домоуправление», действующая на основании приказа, директор Филимонова С.Н. иск не признала по основаниям и доводам, изложенным представителем ответчика Гусейновым А.Н. в судебном заседании. Суду пояснила, что начисление оплаты за горячее водоснабжение на нужды содержания общего имущества жильцов не противоречит требованиям действующего законодательства. При этом услуга горячего водоснабжения включает в себя два компонента холодную воду, используемую на нужды ГВС, и непосредственно подогрев этой воды для необходимой температуры. Доводы истцов о неправомерности начисления платы за подогрев воды на СОИ, который фактически является составной частью неоспариваемой истцами услуги по горячему водоснабжению на нужды СОИ считает необоснованными. Просила суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).

В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения согласно части 9 статьи 12 закона применяются с 1 января 2017 г.

Пунктом 2 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.

В силу подпункта "а" пункта 4.1 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в отношении холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения N 2 к Правилам), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.

Абзацем вторым пункта 11 Правил N 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении N 2 к Правилам N 306.

Организация подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Подобные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 27 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).

Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении дел N 305-ЭС17-8232, N 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ).

Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498; далее - Правила N 306), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем, объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.

В силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящиеся на i-е жилое помещение или нежилое помещение в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцам Лаврентьевым Ю.А., К.А. на праве общей совместной собственности принадлежит <адрес>, расположенная в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>, указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты>

Управляющая компания ООО «Первое Домоуправление» является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного <адрес> в <адрес>, указанные обстоятельства подтверждаются договором управления многоквартирным домом от 01.08.2016 г. № 1, договором управления многоквартирным домом от 10.06.2017 г.

Согласно договору № 36 н от 01.10.2015 г. «Об осуществлении деятельности по начислению жилищно-коммунальных платежей», дополнительному соглашению от 26.05.2017 г. № 15 к договору № 36 н от 01.10.2015 г., дополнительному соглашению от 31.05.2017 г. № 17 к договору № 36 н от 01.10.2015 г., заключенным между ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» и ООО «Первое Домоуправление», ООО ««Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» приняло на себя обязательство по осуществлению деятельности по начислению жилищно-коммунальных платежей и обработке информации по начисленным платежам, в том числе в целях осуществления начисления на общедомовые нужды (содержание общего имущества) по многоквартирным домам, обслуживаемым ООО «Первое Домоуправление».

Для расчетов за горячую воду установлен двухкомпонентный тариф (постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 16.12.2016 N 48/2), компонент на холодную воду установлен в рублях за 1 куб. м., в закрытых системах горячего водоснабжения и равен тарифу на холодную питьевую воду для населения в размере -52,35 руб.; компонент на тепловую энергию установлен в рублях за 1 Гкал для населения в размере -2 449,89 руб.

В соответствии с приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 12.10.2016 г. № 399 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению составляет 0, 0639 Гкал на 1 куб.м. (закрытая система горячего водоснабжения с конструктивными особенностями многоквартирного дома: неизолированные стояки и полотенцесушители независимо от наличия наружной сети горячего водоснабжения).

Приказом Министерства ЖКХ от 29.05.2017 г. № 162 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края» утвержден норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в размере 0,020 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.

В связи с тем, что порядок определения размера платы за горячую воду на содержание общего имущества, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в настоящее время не утвержден и коммунальные ресурсы на содержание общего имущества аналогичны коммунальным ресурсам, предоставляемым на общедомовые нужды, размер платы за горячую воду на содержание общего имущества для жилого и нежилого помещения ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» определяет по формуле № 24, с учетом формулы№ 15, приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, с учетом утвержденных приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 29.05.2017 г. № 162 нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края, а также нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденных приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 12.10.2016 г. № 399.

Согласно представленному в материалы дела ответчиком ООО ««Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» расчету следует, что в связи с тем, что в настоящее время действуют двухкомпонентные тарифы, для расчета размера содержания общего имущества на горячую воду в исковом периоде использовались следующие данные: для расчета по компоненту «Холодная вода на нужды горячего водоснабжения СОИ: норматив на холодную воду, утвержденный Министерством ЖКХ Ставропольского края, в размере 0,020 куб.м.; площадь общего имущества многоквартирного дома, которая по данным, переданным в ООО «ЕРКЦ» управляющей организацией, составляет 1360,90 кв.м.; общая площадь квартиры собственника - в частности, общая площадь квартиры истцов по данным управляющей компании составляет 49,70 кв.м.; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по данным управляющей компании, составляет 10446,0 кв.м.; утвержденная стоимость 1 куб.м. холодной воды 52,35руб.

Для расчета по компоненту «Подогрев воды на СОИ»: норматив на подогрев 1 куб.м. холодной воды, утвержденный Министерством ЖКХ СК в размере 0,0639 Гкал; данные по общей площади квартиры собственника - 49,70 кв.м., данные по общей площади общего имущества МКД - 1360,90 кв.м.; данные по общей площади жилых и нежилых помещений 10446,0 кв.м. (используются те же данные, что и при расчете на компонент «Холодная вода на нужды ГВС»); стоимость 1 Гкал - в соответствии с Решением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края в исковом периоде (до 01.07.2018 г.) стоимость составляла 2 449,89 руб. за 1 Гкал.

Для расчета размера платы за коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на СОИ» необходимо, в соответствии с разделом VII пунктом 27 Приложения № 2 Правил № 354, использовать формулу № 24:

,

При этом, расчет используемого в формуле 24 значения:

- объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определен по формуле 15, Приложения № 2 Правил № 354:, используя указанную формулу № 15, получено значение - объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, 0,020 ку,/мб Х 1360,90 кв.м. х (49,70 кв.м./ 10446 кв.м.) = 0,129497855 куб.м.

Вычислив таким образом объем коммунального ресурса, а также учитывая норматив на подогрев 1 куб.м (0,0639 Гкал.), вычислено значение, используемое в формуле № 24: (0,129497855 куб.м. х 0.0639 Гкал. = 0,008274913 Гкал.

Таким образом, был произведен расчет по формуле № 24 : (0,129497855 куб.м. х 52,35 руб.) + (0,008274913 Гкал х 2449,89 руб.) = 27,05 руб. (6,78 руб. по первому выражению + 20,27 руб. по второму выражению).

Как следует из расчета, в указанной стоимости компонент «Холодная вода на нужды ГВС СОИ» (0,129497855 куб.м. х 51,32 руб.) составляет 6,78 руб., а стоимость компонента «Подогрев воды СОИ» (0,008274913 Гкал X 2449,89 руб.) составляет 20,27 руб.

Из прилагаемого единого платежного документа по квартире истцов, именно эти суммы были выставлены к оплате, что в сумме составляет 27,05 руб.

Приведенный ответчиком расчет на примере одного месяца в пределах искового периода свидетельствует о том, что суммы оплаты, выставленные истцам, по услуге «Горячее водоснабжение на СОИ» в виде двух отдельных строк по компонентам «Холодная вода на нужды горячего водоснабжения» и «Подогрев воды на СОИ» не противоречит Правилам N 354.

При этом суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В связи с тем, что порядок определения размера платы за горячую воду на содержание общего имущества, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в настоящее время не утвержден и коммунальные ресурсы на содержание общего имущества аналогичны коммунальным ресурсам, предоставленным на общедомовые нужды, размер платы за горячую воду на содержание общего имущества возможно определять по формуле № 24 приложения № 2 к Правилам N 354, в связи с тем, что нормативы расхода тепловой энергии не зависят от вида предоставляемой услуги: жилищной или коммунальной, его применение в расчете размера платы за горячую воду потребленной на содержание общего имущества не противоречит действующему законодательству.

Исходя из изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что выставленные истцам счета, по услуге «Горячее водоснабжение на СОИ» в виде двух отдельных строк по компонентам «Холодная вода на нужды горячего водоснабжения» и «Подогрев воды на СОИ» не противоречит Правилам N 354, и не нарушают прав и законных интересов истцов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов Лаврентьевых Ю.А., К.А. о признании неправомерными начислений на подогрев воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ), об исключении из платежных документов подогрева воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ), о взыскании денежных средств в пользу истцов, о компенсации морального вреда, о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лаврентьева Юрия Александровича, Лаврентьевой Клавдии Александровны к ООО «Первое Домоуправление», ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» о признании неправомерными начислений на подогрев воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ); об исключении из платежных документов подогрева воды для содержания общего имущества жильцов (СОИ); о признании солидарным взыскание денежных средств в пользу Лаврентьева Юрия Александровича и Лаврентьевой Клавдии Александровны с ООО «Первое Домоуправление», ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска»; о взыскании с ООО «Первое Домоуправление» в пользу истца Лаврентьева Юрия Александровича денежных средств в размере 188 руб., судебных расходов в размере 8003 руб., морального вреда в размере 3 750 руб.; о взыскании с ООО «Первое Домоуправление» в пользу истца Лаврентьевой Клавдии Александровны денежных средств в размере 188 руб.; судебных расходов в размере 8002 руб., морального вреда в размере 3 750 руб.; о взыскании с ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» в пользу истца Лаврентьева Юрия Александровича денежных средств в размере 188 руб.; судебных расходов в размере 8002 руб., морального вреда в размере 3 750 руб.; о взыскании с ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска» в пользу истца Лаврентьевой Клавдии Александровны денежных средств в размере 188 руб.; судебных расходов в размере 8003 руб., морального вреда в размере 3 750 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                       Клочкова М.Ю.

2-1879/2018 ~ М-1511/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лаврентьев Юрий Александрович
Лаврентьева Клавдия Александровна
Ответчики
ООО «Единый расчетно-кассовый центр города-курорта Кисловодска
ООО "Первое домоуправление"
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Клочкова Мария Юрьевна
Дело на странице суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
09.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2018Передача материалов судье
14.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2018Подготовка дела (собеседование)
30.08.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.09.2018Предварительное судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
17.10.2018Судебное заседание
08.11.2018Судебное заседание
20.11.2018Судебное заседание
07.12.2018Судебное заседание
12.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2019Дело оформлено
07.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее