Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-148/2014 ~ М-66/2014 от 20.01.2014

           Дело №2-148/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

            05 февраля 2014 года                                                                                         г.Оса

Осинский районный суд края в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Т.Е.

с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Осинского района Селивановой Л.И.,

представителя муниципального образования «Осинское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, заведующей сектором правового обеспечения администрации Осинского городского поселения К., действующей по доверенности от 09.01.2014

представителя ответчика - председателя комитета имущественных отношений администрации Осинского муниципального района В., действующего по доверенности от 28.01.2014

ответчика П.

при секретаре     Галкиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по иску прокурора Осинского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования «Осинское городское поселение» к      администрации Осинского муниципального района, П.,     третьему лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел)

о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>», признании недействительным договора от 05.09.2013 г. аренды земельного участка,

у с т а н о в и л :

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Осинское городское поселение» к администрации Осинского муниципального района и П., третьему лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел) (далее Росреестр), в котором просил:

1. Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>».

2. Признать недействительным договор от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , общей площадью 1500,0 квадратных метров.

3. Аннулировать государственную регистрацию аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 1500,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., , мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру Осинского района обратилась Администрация Осинского городского поселения об оспаривании предоставления Администрацией Осинского муниципального района в аренду земельных участков без положительного заключения Администрации Осинского городского поселения и с нарушением «Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения».

       В обоснование иска прокурором указано, что в нарушение п. 2.4 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 года , земельный     участок предоставлен П. без заключения администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка, чем нарушено право муниципального образования «Осинское городское поселение» на реализацию своих полномочий в области градостроительной деятельности и земельного законодательства. Оспариваемым актом нарушено право неопределенного круга лиц на использование оспариваемого участка в рекреационных целях в соответствии с генеральным планом г. Оса.

           В судебном заседании прокурор на удовлетворении своих исковых требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.

          Представитель истца муниципального образования «Осинское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, К. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Пояснила, что в администрацию города никто не обращался по вопросу даче заключения о возможности предоставления спорного земельного участка и такое заключение администрацией Осинского городского поселения не давалось.     

           Представитель ответчика администрации Осинского муниципального района В. иск не признал, ссылаясь на то, что земельный участок предоставлен П. в соответствии с нормами действующего законодательства. П. обратился на имя главы муниципального района - главы администрации Осинского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в г. Оса для размещения автостоянок (для целей не связанных со строительством) и за свой счет обеспечил выполнение кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельного участка. 05.09.2013 года с П. был заключен договор аренды спорного земельного участка и данный договор зарегистрирован в регистрирующем органе. Государственными регистраторами была проведена правовая экспертиза акта органа местного самоуправления, никаких нарушений выявлено не было. Кроме того, П. внес за 2013 год арендную плату в сумме 6 541, 73 руб. Также лист согласования о предоставлении спорного земельного участка был подписан главой городского поселения Ш. Таким образом, поскольку администрация Осинского городского поселения в лице Ш. подписала лист согласования о предоставлении спорного земельного участка в аренду без торгов П., а законодателем не определено, в какой именно форме должно быть дано заключение, то подпись главы в листе согласования следует считать заключением, которое было дано     администрацией городского поселения.

       Ответчик П. иск не признал по аналогичным доводам, приведенным в судебном заседании представителем администрации Осинского муниципального района.

        Представитель третьего лица Управления Росреестра Осинский отдел в судебном заседании не присутствовал. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреетра. Согласно поступившему отзыву на исковое заявление Управление Росреестра Осинский отдел отмечает, что государственная регистрация договора аренды спорного земельного участка проведена в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав прокурора, представителя муниципального образования «Осинское городское поселение», в интересах которого заявлен иск, К., представителя ответчика- администрации Осинского муниципального района В., ответчика П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что иск прокурора, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Осинское городское поселение»,      подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Постановлением администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>» П. предоставлен в аренду без торгов на три года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общая площадь 1500,0 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, целевое использование - земельный участок для размещения автостоянки (для целей, не связанных со строительством) (л.д. 17).

Однако данное постановление противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселении, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генеральных планов документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и др.

В соответствии с ч. 1 ст.16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Согласно ч. 10 ст.3 Федерального закона от 26.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствие с пунктом 1 ст. 34 (абзац 1, 2) Земельного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Во исполнение требований данной нормы закона Земским Собранием Осинского муниципального района принято решение от 28.06.2012 г. , которым утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района (далее Порядок).

Согласно п. 1.2. настоящий Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.

Пунктом 2.4. Порядка установлено, что Комитет имущественных отношений в течение 5 календарных дней с момента получения заявления направляет письмо в администрацию поселения, входящего в состав Осинского муниципального района, для подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка. Администрация поселения в течение 10 календарных дней с момента регистрации письма осуществляет подготовку заключения.

П. 23 июля 2013 г., ссылаясь на указанный выше Порядок, Правила землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденные решением Думы Осинского городского поселения от 22.06.2010 г. № 214, обратился в администрацию Осинского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в г. Оса для размещения автостоянок (для целей, не связанных со строительством), приложил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Однако Комитет имущественных отношений в нарушении пункта 2.4. Порядка после получения заявления П. не направил письмо в администрацию Осинского городского поселения для подготовки соответствующего заключения.

Вышеуказанным Порядком предусмотрены полномочия администрации поселения дать заключение, в том числе и о невозможности предоставления земельного участка. Согласно п. 2.6. в случае получения от администрации поселения заключения о невозможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок Комитет в течение 3 календарных дней направляет в адрес заявителя соответствующее извещение (мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований).

Исходя из положений п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, п. 1 ст. 34 ЗК РФ, пунктов 2.4., 2.5., 2.6. Порядка наличие заключения администрации поселения о возможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок, является обязательным условием для предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Несмотря на отсутствие заключения Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок при обращении 20.08.2013 г. в администрацию Осинского муниципального района П. с заявлением о предоставлении ему на праве аренды сроком на три года земельных участков для размещения автостоянки, в том числе и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и предоставлении кадастрового плана земельного участка, администрацией Осинского муниципального района в нарушение норм действующего законодательства принято постановление от 05.09.2013 г. о предоставлении указанного земельного участка в аренду без торгов.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления (в данном случае представительным органом - Земским собранием Осинского муниципального района), подлежат обязательном исполнению на всей территории муниципального образования. Таким образом, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - Администрацией Осинского муниципального района при издании и реализации правоприменительного акта нарушен установленный муниципальным нормативным правовым актом района (Решением Земского Собрания от 28.06.2012 г. ) порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством и незаконно заключен договор аренды земельного участка.

По смыслу ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления обязан предоставлять гражданам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством с учетом зонирования территорий.

В соответствие с генеральным планом г. Оса, утвержденным решение Думы Осинского городско поселения от 27.06.2010 г. земельный участок, расположенный на <адрес>, расположен в рекреационной зоне (зона естественного ландшафта). Согласно Решению Думы Осинского городского поселения от 22.06.2010 г. № 214 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения» в зоне естественного ландшафта (Р-2) расположение автостоянок не предусмотрено.

Проанализировав вышеизложенное, совершенно очевидно, что незаконное - с нарушением земельного, градостроительного законодательства и муниципальных нормативных актов предоставление указанного в исковом заявлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования «Осинское городское поселения» и Российской Федерации.

Граждане и юридические лица лишаются права на свободное безвозмездное использование оспариваемого земельного участка, в том числе, в рекреационных целях. Незаконное (с нарушением градостроительных норм) размещение в непосредственной близости от жилых домов автостоянки также нарушает права собственников и нанимателей жилых помещений на комфортные условия проживания в данной зоне жилой застройки.

Муниципальное образование «Осинский муниципальный район» было лишено возможности реализации своих полномочий при решении вопросов местного значения в области градостроительной деятельности и земельного законодательства в части дачи «заключения о невозможности предоставления земельного участка с определением вида права на испрашиваемый земельный участок», предоставленное п. 2.6 «Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района», утвержденного Решением Земского Собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 г. .

Утверждение представителя ответчика, что подпись главы городского поселения в листе согласования и есть заключение, несостоятельно, поскольку из материалов дела не усматривается, что Комитет имущественных отношений, как предусмотрено Пунктом 2.4. вышеназванного Порядка направлял письмо в администрацию Осинского городского поселения для подготовки соответствующего заключения, а администрация поселения дала это заключение или отказалась дать такое заключение. Кроме того, лист согласования был подписан 04 сентября 2013 года Ш. в то время, когда Ш. не имел полномочий подписывать какие - либо документы, в связи с тем, что     ему в соответствии с законом Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», Уставом Осинского городского поселения, Регламентом Думы Осинского городского поселения и в связи с личным участием в выборах депутатов Думы Осинского городского поселения был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 22 июля 2013 года по 08 сентября 2013 года включительно и обязанность главы городского поселения на этот период была     возложена на Ф., что подтверждается Распоряжением главы городского поселения - председателя Думы Осинского городского поселения Пермского края от 26.06.2013 № 34.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Пунктом 2.4. вышеуказанного Порядка установлено, что Комитет имущественных отношений в течение 5 календарных дней с момента получения заявления направляет письмо в администрацию поселения, входящего в состав Осинского муниципального района, для подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка а Администрация поселения в течение 10 календарных дней с момента регистрации письма осуществляет подготовку заключения, но указанный Порядок был нарушен,     то оспариваемое постановление администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>» в зоне рекреации - в зоне естественного ландшафта (Р-2), где расположение автостоянок не предусмотрено, следует признать незаконным и недействующим с момента его принятия.

Российская Федерация, как собственник земельного участка, наделяя органы местного самоуправления полномочиями по его распоряжению, вправе предполагать, что данный земельный участок предоставляется физическим и юридическим лицам на законных основаниях.

05.09.2013 г. между администрацией Осинского муниципального района и П. заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка , общей площадь. 1500,0 кв. м. предоставленного П. в соответствие с указанным выше постановлением . В соответствие с уведомлением Осинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 20.09.2013 г. произведена государственная регистрация аренды на данный земельный участок по заявлению П. (дата регистрации 20.09.2013 г., ).

Согласно cт. 166 ГК РФ сделка недействительная по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствие со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

        И поскольку сделка, то есть заключение договора аренды спорного земельного участка, произведено на основании незаконного постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>», то договор от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , общей площадью 1500,0 квадратных метров, следует признать недействительным, поскольку при заключении договора была нарушена определенная законом процедура -- не было получено заключение от администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления спорного земельного участка в аренду.

       Так как в соответствие с уведомлением Осинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 20.09.2013 г. произведена государственная регистрация аренды на данный земельный участок по заявлению П. (дата регистрации 20.09.2013 г., ), но договор от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , общей площадью 1500,0 квадратных метров является недействительным, то это является основанием для аннулирования государственной регистрации аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 1500,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., .

          На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

1. Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. «О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <адрес>».

2. Признать недействительным договор от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер: , общей площадью 1500,0 квадратных метров.

3. Аннулировать государственную регистрацию аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , общей площадью 1500,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., .

      На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца.

    

Председательствующий судья                                                Т.Е. Дьячкова

2-148/2014 ~ М-66/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Плетенюк Сергей Анатольевич
Администрация Осинского района
Другие
Управление Росреестра Осинский отдел
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Дьячкова Татьяна Егоровна
Дело на странице суда
osa--perm.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2014Передача материалов судье
20.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2014Судебное заседание
10.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2014Дело оформлено
18.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее