Решение по делу № 2-6001/2011 ~ М-6187/2011 от 04.10.2011

РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень, 29 ноября 2011 года дело № 2-6001-2011

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

судьи Мироновой И.В.,

при секретаре Садыковой Т.В.,

с участием представителя истца по ордеру Смирновой И.Г., представителя ответчика по доверенности Маневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попенко Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ(Государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и назначении досрочной пенсии, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ г.обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ мне отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г.10 мес.14 дн.) - врач детской юношеской спортивной школы;

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (18 л.10мес.ООдн.) - врач акушер-гинеколог, заместитель директора по медицинской части ТОО НТЦ «М» (с ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МЦ», с ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МЦМ»).

В судебное заседание истец не явилась, ее представитель по ордеру Смирнова И.Г. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика по доверенности Манева А.Н. с иском не согласилась, считает отказ в назначении пенсии обоснованным.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Не зачтены в стаж на соответствующих видах работ периоды:

1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 г.10 мес.14 дн.) - врач детской юношеской спортивной школы в связи с тем, что Разделом «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения «детская юношеская спортивная школа» не предусмотрена.

2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (18 л.10мес.00дн.) - врач акушер-гинеколог, заместитель директора по медицинской части ТОО НТЦ «М» (с ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МЦ», с ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МЦМ») в связи с тем, что поскольку в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений от ДД.ММ.ГГГГ утверждённом Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, не указаны наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, то в отношении периодов до 01.11.1999 г. применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395. Научно-технический центр и Международный центр репродуктивной медицины в номенклатуре не указаны.

За период с 01.11.1999 г. Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, утверждёнными Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены Центры только определённого профиля, а также центры, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Перечни учреждений в Списках являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Научно-технический центр и Международный центр репродуктивной медицины указанными Перечнями не предусмотрены. В решении также со ссылкой на пункт 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, указано, что одним из критериев досрочного пенсионного обеспечения в связи с медицинской деятельностью законодательно установлено осуществление определённой деятельности в организациях, имеющих единственную организационно-правовую форму - «учреждение». «Общества» по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённому постановлением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 70 по согласованию с Пенсионным Фондом РФ, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную

трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общи трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшем в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанны законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления).

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации

от 29.01. 2004 г. № 2-П установлено, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), стати 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа на которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утверждёнными пунктом 1 настоящего Постановления.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается за один год и 3 месяца.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Работа врача детской юношеской спортивной школы по своему характеру направлена на оказание врачебной помощи и охрану здоровья детей (врачебный осмотр при приёме в спортивную школу олимпийского резерва, врачебный осмотр перед соревнованиями, оказание первичной врачебной помощи при спортивных травмах, контроль режима питания, проведение витаминизации и прочее), вследствие чего является деятельностью, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет», утверждён Список должностей и профессий работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет и установлены правила исчисления сроков выслуги. Перечень учреждений здравоохранения, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, отсутствует. При этом в список включены : 1. Врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности. 2. Врачи и средний медицинский персонал, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. Пунктом 2 Постановления предписано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчинённости. Пунктом 3 постановлено: «Сохранить за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

23.07.1993 г. Постановление Совета Министров - Правительства РФ № 701 «О внесении дополнений в Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей

работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» дополнило только категорию работников здравоохранения, которым один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.

Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждена Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395 (с последующим изменениями) с целью приведения в соответствие с ней наименований учреждений здравоохранения, что поручено руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов РФ, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения. Она включает в себя перечень лечебно-профилактических учреждений, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и аптечных учреждений. Так, центр планирования семьи и репродукции (профиль центра, в котором работала истец в незачтённые периоды) отнесён к лечебно-профилактическим учреждениям (подпункт 1.6.7.).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в соответствии со статьями 81 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» установлено, что утверждённые пунктом 1 Постановления Список и Правила применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации постановлено в трёхмесячный срок подготовить и внести в Правительство РФ предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся муниципальными и государственными.

В список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в наименование учреждений включены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе планирования семьи и репродукции, а в наименование должностей - врачи-специалисты всех наименований.

При этом Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3).

Вместе с тем согласно пункту 3 Постановления утверждённые им список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, распространяются на лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, из закона «О государственных пенсиях в РСФСР» и закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников здравоохранения и по своему усмотрению вводить ограничения права на пенсию за выслугу лет.

В силу статьи 4 (часть2) и 15 (части 1 и 4) Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 2 Конституции РФ).

Постановления Правительства РФ, равно как и приказы Минздрава РФ являются подзаконными нормативными актами, поэтому должны применяться в той мере, в какой не ограничивают действие норм закона, в том числе касающихся льготного пенсионного обеспечения работников здравоохранения.

В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11 -П в сфере пенсионного обеспечения должен соблюдаться принцип равенства; запрещено вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, подпункт 11 пункта 1 статьи 28 федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется в той мере, в какой данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретённых указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Таким образом, включение или невключение в трудовой стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с длительной лечебной деятельностью, не может зависеть от организационно-правовой формы лечебного учреждения.

Пенсионный закон, который действовал ранее, и действующий в настоящее время связывают возникновение права на досрочную пенсию по выслуге лет с характером трудовой деятельности. Выполнение такой работы сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками на протяжении длительного периода.

Работа истца в должности врача детской юношеской спортивной школы и в должности врача акушера-гинеколога в центре репродуктивной медицины отвечают критериям, предъявляемым к работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Таким образом, решение Управления пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Попенко Е.В. является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Попенко Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации(Государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области включить в специальный трудовой стаж Попенко Е,В. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача детской юношеской спортивной школы, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача акушера-гинеколога.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области назначить Попенко Е,В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) г.Тюмени Тюменской области в пользу Попенко Е,В. расходы на оплату услуг представителя в сумме 7000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2011 года.

Судья Миронова И.В.

2-6001/2011 ~ М-6187/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попенко Елена Васильевна
Ответчики
УПФ в г. Тюмени
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Миронова И.В.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
04.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2011Передача материалов судье
04.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2011Подготовка дела (собеседование)
10.11.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2011Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее