г. Клин 22 июля 2014 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Пиралиевой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1792/43 по иску Осипова С. А. в интересах несовершеннолетних К. и М. к Министерству финансов Московской области, Министерству образования Московской области, третьи лица - Администрация Клинского муниципального района и отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району, о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения за счет средств бюджета Московской области, предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма на территории Клинского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л :
Распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району от /дата/ №, над несовершеннолетними К., /дата/ рождения, и М., /дата/ рождения, установлена опека, в связи с тем, что мать детей Т.. умерла /дата/, которая в отношении сына М.. являлась одинокой матерью ., а отец несовершеннолетнего К.. - С. лишен родительских прав по решению Лебяжского районного суда Кировской области от /дата/ .
Опекунами несовершеннолетних назначены Осипов С. А.тольевич и Н.. .
Администрацией Лебяжского района Кировской области вынесено постановление от /дата/ № о предоставлении несовершеннолетним К.. и М. жилого помещения вне очереди, в связи с тем, что жилое помещение по /адрес/, закрепленное ними постановлением администрации Лебяжского района № от /дата/ «Об установлении предварительной опеки на малолетними К.. и М..», признано непригодным для постоянного проживания (заключение от /дата/ межведомственной комиссии). .
Истец Осипов С.А. в интересах несовершеннолетних обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что несовершеннолетние с /дата/ проживают в его семье в Клинском районе.
Согласно требованиям ст. 57 ЖК РФ, ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Истец просит:
1. Признать несовершеннолетних К. и М.. нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения.
2. Включить несовершеннолетних в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории Клинского муниципального района за счет средств бюджета Московской области.
3. Обязать Министерство финансов Московской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения для несовершеннолетних. .
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.
Министерство финансов Московской области надлежаще уведомлено о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на иск, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства и указал следующее:
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона Московской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
В силу ст. 11 указанного Закона Московской области полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленною жилого помещения или признанных в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилья переданы муниципальным образованиям.
Механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлен постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 о мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Исходя из указанных нормативных актов, учет детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по месту выявления ребенка-сироты.
Предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам осуществляется на основании акта органа местного самоуправления. Министерство финансов Московской области не обладает полномочиями ни по признанию за сиротой права па обеспечение жилым помещением, ни по обеспечению его жилой площадью.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 25.10.2007 № 802/27, Министерство финансов Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговых сферах.
Вопросы признания детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставления им жилого помещения в компетенцию Министерства финансов Московской области не входят.
Следовательно, Министерство финансов Московской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кроме того, на основании п. 3 ст.8 Закона Московской области от29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области.
Требование в части формулировки «за счет средств бюджета Московской области» является необоснованным, поскольку интересами несовершеннолетних является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а не межбюджетные отношения в части установления прав муниципального образования на получение субвенции на осуществление переданных полномочий.
Пунктом 5 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Законом не установлено, что распределение субвенций может осуществляться на основании судебного акта.
Более того, органы местного самоуправления не являются главными распорядителями средств бюджета Московской области, таким образом, в случае удовлетворении требований «за счет средств бюджета Московской области» решение будет неисполнимым, и будет противоречить положениям ст. 195 ГПК РФ, ст. ст. 31, 31.1, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 ГПК РФ рассмотрение споров, возникающих из межбюджетных отношений не относится к компетенции гражданского судопроизводства. .
Представитель Министерства образования Московской области, который также является и представителем третьего лица - отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Клинскому муниципальному району, иск признал и поддержал заявление исковые требования.
Протокольным определением суда от /дата/ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Клинского муниципального района. .
Администрация Клинского муниципального района надлежаще уведомлена о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации и указал следующее:
Согласно Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в чисти обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,, липам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений подоговорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилыхпомещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этот субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста /данные изъяты/. .
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», несовершеннолетние К., /дата/ рожд., и М., /дата/ рожд., являются детьми, оставшимися без попечения родителей. .
Администрацией Лебяжского района Кировской области вынесено постановление от /дата/ № о предоставлении несовершеннолетним К. и М. жилого помещения вне очереди, в связи с тем, что жилое помещение по /адрес/, закрепленное за несовершеннолетними постановлением администрации Лебяжского района № от /дата/ «Об установлении предварительной опеки на малолетними К.. и М..», признано непригодным для постоянного проживания (заключение от /дата/ межведомственной комиссии). /дата/
Опекунами несовершеннолетних К. и М.. назначены Осипов С.А. и Н .
Опекаемые зарегистрированы по месту пребывания по месту жительства опекунов в /адрес/. .
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области.
3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области.
Учитывая, что истцы являются детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лицами, нуждающимися в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, так как жилое помещение, где они зарегистрированы в Кировской области является непригодным для постоянного проживания и постановлением Администрации Лебяжского района Кировской области от 04.04.2011 № 116 несовершеннолетние признаны лицами, которым жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди ., в настоящее время несовершеннолетние зарегистрированы по месту пребывания по месту жительства опеконов в Клинском районе Московской области на срок до /дата/ ., при этом К.. /дата/ исполнится 18 лет, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.
Министерство финансов Московской области ссылается на абз. 6 ч. 1 ст. 11 Закона Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ, в ред. Закона Московской области от 15.10.2012 N 151/2012-ОЗ, где говорилось о том, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделялись государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона.
Данная норма утратила силу - Закон Московской области от 21.06.2014 № 71/2014-ОЗ О внесении изменений в Закон Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ.
В соответствии с п. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л :
1. Иск Осипова С.А. - удовлетворить.
2. Признать несовершеннолетних К., /дата/. рожд., и М., /дата/ рожд., нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения.
3. Включить несовершеннолетних К., /дата/. рожд., и М., /дата/ рожд., в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории Клинского муниципального района за счет средств бюджета Московской области.
4. Обязать Министерство финансов Московской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения для несовершеннолетних К., /дата/. рожд., и М., /дата/. рожд.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись
Решение суда в окончательной форме принято 22 июля 2014 года.
Судья - подпись